Информационный отчет

Информационный отчет

о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ деятельности МУП «На Левитана» в части управления муниципальным жилищным фондом города Твери в 2017, 2018 годах и 1 полугодии 2019 года»

Контрольно-счетная палата города Твери (далее – КСП) на основании п. 2.2.4 плана деятельности КСП на 2019 год, утвержденного председателем КСП 24.12.2018, распоряжения председателя КСП от 13.08.2019 № 20 проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ деятельности МУП «На Левитана» в части управления муниципальным жилищным фондом города Твери в 2017, 2018 годах и 1 полугодии 2019».

Объектом проверки являлось муниципальное унитарное предприятие города Твери «На Левитана».

В ходе мероприятия рассмотрены следующие вопросы:

- законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность МУП «На Левитана» (далее – Предприятие), его тарифную (ценовую) и учетную политику в части управления муниципальным жилищным фондом города Твери;

- договоры на обслуживание многоквартирных жилых домов, заключенных Предприятием в анализируемом периоде;

- первичные учетные документы, бухгалтерские регистры и иные документы, подтверждающие выполнение работ (оказание услуг);

- иные документы и информация по теме экспертно-аналитического мероприятия.

Выявлены отдельные нарушения Гражданского и Трудового кодексов РФ, федерального законодательства в сфере энергосбережения, бухгалтерского учета, а также законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Финансовая оценка выявленных нарушений и недостатков составила 56 796,7 тыс. руб. или 40,0 % от объема проверенных средств.

Сводная таблица выявленных нарушений прилагается к настоящему информационному отчету.

Наиболее значимые из них следующие:

1. По результатам деятельности за 2017-2018 годы и 1 полугодие 2019 года Предприятием получен убыток в размере:

- 923,0 тыс. руб. в 2017 году;

- 24 655,0 тыс. руб. в 2018 году;

- 2 904,0 тыс. руб. в 1 полугодии 2019 года.

2. В нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» МУП «На Левитана» не приняты необходимые меры по энергосбережению в многоквартирных домах в части установки общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения.

3. В нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федерального закона № 402-ФЗ), п.п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н, п.п. 1.3, 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, обоснованность сумм кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2018 в части расчетов с ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» Филиал на общую сумму 7 790,1 тыс. руб. не подтверждена данными инвентаризации (не оформлен акт сверки на остаток задолженности).

4. В нарушение п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации Предприятие несвоевременно вносило плату департаменту управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери за пользование имуществом (арендную плату), в связи с чем бюджет города Твери недополучил 1 956,2 тыс. руб.

При этом Предприятие своевременно осуществляло плату за арендуемое у индивидуального предпринимателя помещение. За период с 14.06.2017 по 29.05.2019 Предприятием выплачено 439,0 тыс. руб.

5. В нарушение Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Порядка согласования крупных сделок № 1831 Предприятием без согласия собственника принимались решения о совершении МУП «На Левитана» крупных сделок, в т.ч. договоров гражданско-правового характера, а также предоставлен беспроцентный заем работнику Предприятия на сумму 50,0 тыс. руб., что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны Администрации города Твери в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства за согласованием крупных сделок.

6. В нарушение требований Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, учет расчетов с физическими лицами по договорам подряда на сумму 19 282,5 тыс. руб. МУП «На Левитана» осуществляло на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», предназначенном для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда.

7. В нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ и Положения о премировании работников МУП «На Левитана»:

- ежемесячные премии работникам Предприятия были выплачены без применения установленных показателей премирования и их документального обоснования. Изданные приказы на премирование сотрудников не содержат конкретных показателей индивидуальной оценки труда каждого работника Предприятия. Таким образом, работникам необоснованно ежемесячно начислялась премия, выплаты по которым составили 12 787,4 тыс. руб.;

- премирование работников за взыскание задолженности по жилищно-коммунальным услугам на общую сумму 1 973,8 тыс. руб. производилось при отсутствии документально подтвержденных фактов достижения отдельными работниками конкретных результатов их деятельности и проведения претензионной (досудебной) работы.

В отсутствие прибыли у Предприятия за анализируемый период, и находясь в предбанкротном состоянии, МУП «На Левитана» производило необоснованные выплаты премий, вознаграждений и подарков работникам Предприятия в объеме 25 817,9 тыс. руб. Данные выплаты способствовали ухудшению финансового состояния Предприятия.

8. При анализе договоров гражданско-правового характера, заключенных МУП «На Левитана» в 2017-2018 годах и 1 полугодии 2019 года установлено:

• Договоры гражданско-правового характера носили системный характер, заключались, как правило, с одними и теми же физическими лицами и на осуществление видов работ аналогичных функционалу штатных сотрудников. В договорах не конкретизирован объем услуг (работ) для выполнения и результаты, которые должны быть достигнуты.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. В случае признания судом данных договоров фактически регулирующими трудовые отношения, ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность для юридического лица в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей, что может повлечь дополнительные расходы для МУП «На Левитана».

В нарушение ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ, оказанные физическими лицами услуги (выполненные работы) для МУП «УК ДЕЗ» (МУП «На Левитана») по договорам гражданско-правового характера подтверждались актами об их приемке без указания в них конкретных объемов оказанных услуг (работ) и без приложения документов, подтверждающих реальное исполнение заключенных договоров (отсутствуют объемы, отчеты и другие подтверждения оказанных услуг).

Учитывая системность заключения договоров гражданско-правового характера с физическими лицами, услуги (работы) которых дублировали должностные обязанности штатных работников Предприятия, а также формальное документальное подтверждение самого факта оказания услуг (работ) по данным договорам, КСП усматривает признаки коррупционной составляющей.

9. По результатам исследования документов, представленных МУП «На Левитана», и информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru, установлено следующее:

- в нарушение п. «б(1)» ч. 3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 планы закупок товаров, услуг, работ МУП «На Левитана» утверждены директором с нарушением установленных сроков;

- в нарушение ч. 2 ст. 4, ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) МУП «На Левитана» были заключены договоры на выполнение работ и услуг, не предусмотренные планом закупок на 2019 год, на общую сумму 26 322,6 тыс. руб.;

- в нарушение п. 5 Приказа от 30.12.2016 № 095-п «О создании контрактной службы МУП «Управляющая компания ДЕЗ»» экспертиза оказанных Предприятию услуг на общую сумму 192,6 тыс. руб. по проведению аудиторской проверки финансовой отчетности за 2016 - 2018 годы проведена должностным лицом, полномочия которого не закреплены вышеуказанным приказом Предприятия;

- в нарушение ст. 24, п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) МУП «На Левитана» в 2018 году произведены закупки без конкурентных процедур на общую сумму 978,5 тыс. руб. Предприятием заключено тринадцать договоров на искусственно раздробленные сделки, которые оформлены самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, с целью ухода от соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных данным законом.

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлен Главе города Твери, в Тверскую городскую Думу, в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери, в департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, в прокуратуру.

Все замечания КСП приняты без возражений, те, которые возможно устранить – устранены, по остальным – приняты меры к недопущению подобных нарушений впредь, в частности:

- представлены документы, обосновывающие стоимость работ по установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов;

- ООО «Центр Делового Обслуживания» заключило договоры аренды на помещения, находящиеся в муниципальной собственности;

- департаментам жилищно-коммунального хозяйства, управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери поручено проработать алгоритм передачи информации о муниципальном жилищном фонде в адрес МКУ «УМЖФ», а также рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в Устав предприятия в части определения минимальных предельных сумм, при которых необходимо согласование крупных сделок с учредителем.

Согласовано:

Председатель КСП В.В. Малинин

Заместитель председателя КСП О.Н. Дудова

Начальник контрольно-ревизионного

отдела КСП М.Ю. Быковец

Сводная таблица нарушений, выявленных в ходе экспертно-аналитического мероприятия