ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. председателя

Контрольно-счетной палаты

города Твери

_____________О.Н. Дудова

«___»_____________2019 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия

«Анализ целевого и эффективного расходования средств бюджета города Твери, направленных на оплату судебных издержек и исполнение судебных решений в 2017 и 2018 годах»

Контрольно-счетная палата города Твери (далее – КСП) в соответствии со ст. 12 Положения о КСП, утвержденного решением Тверской городской Думы от 06.12.2006 № 281, п. 2.2.1 Плана деятельности КСП на 2019 год провела экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ целевого и эффективного расходования средств бюджета города Твери, направленных на оплату судебных издержек и исполнение судебных решений в 2017 и 2018 годах».

Цели экспертно-аналитического мероприятия (далее – ЭАМ):

- Анализ причин возникновения расходных обязательств бюджета города Твери, направленных на оплату судебных издержек и исполнение судебных решений в 2017 и 2018 годах;

- Анализ целевого и эффективного расходования средств бюджета города Твери, направленных на оплату судебных издержек и исполнение судебных решений в 2017 и 2018 годах.

Объектами ЭАМ являлись 13 казенных учреждений города Твери, включая Тверскую городскую Думу, Администрацию города Твери и её структурные подразделения, в отношении которых в проверяемом периоде были вынесены судебные решения (решения налогового органа).

Проверяемый период деятельности: 2017 и 2018 годы.

Объем средств, охваченных при проведении настоящего экспертно-аналитического мероприятия, составил 84 872,8 тыс. руб.

В результате проведенного ЭАМ установлено:

1. Исполнение судебных актов по обращениям взыскания на средства бюджета города Твери в период 2017-2018 годов производилось в соответствии с условиями и порядком исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации, а именно главой 24.1 БК РФ, на основании исполнительных документов (исполнительных листов, судебных приказов, мировых соглашений) и в соответствии с постановлениями Администрации города Твери:

- от 06.02.2017 № 114 «Об утверждении порядка исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию городу Твери, организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам муниципальных учреждений» (далее – Порядок исполнения судебных актов);

- от 09.02.2017 № 133 «Об утверждении порядка учета бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета города Твери».

В нарушение п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации на момент проведения ЭАМ муниципальные правовые акты, определяющие порядки направления в финансовый орган муниципального образования информации о результатах рассмотрения дел в суде, а также о представлении информации о наличии оснований для обжалования судебного акта, не были разработаны и не утверждены.

2. Нарушений порядка учета и хранения исполнительных документов, решений налоговых органов, а также документов, связанных с их исполнением, не установлено.

3. Случаев нецелевого расходования бюджетных средств в 2017-2018 годах при исполнении расходных обязательств на судебные издержки и исполнение судебных решений в ходе проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия не установлено.

4. Бюджетные ассигнования на оплату судебных издержек и исполнение судебных решений в 2017-2018 годах утверждены в бюджете города Твери по расходам на непрограммную деятельность по коду целевой статьи 70 3 09 00000 «Расходы на судебные издержки и исполнение судебных решений».

Фактические расходы бюджета города на судебные издержки и исполнение судебных решений по КЦСР 70 3 09 00000 «Расходы на судебные издержки и исполнение судебных решений» составили 84 872,8 тыс. руб., в том числе:

- 2017 год – 61 359,2 тыс. руб. или 99,9 % от уточненных бюджетных ассигнований (61 391,1 тыс. руб.);

- 2018 год – 23 513,6 тыс. руб. или 99,9 % от уточненных бюджетных ассигнований (23 524,1 тыс. руб.).

В проверяемом периоде исполнено 229 исполнительных документов (2017 год – 127; 2018 год – 102) на общую сумму 76 978,3 тыс. руб. (2017 год – 59 941,2 тыс. руб.; 2018 год – 17 037,1тыс. руб.), из них 223 исполнительных листа, 6 решений налогового органа.

Кроме того, на оплату судебных издержек, связанных с судебными разбирательствами, и выполнение отдельных решений судов направлено 7 894,5 тыс. руб. (2017 год – 1 418,0 тыс. руб.; 2018 год – 6 476,5 тыс. руб.), в том числе:

- на оплату мировых соглашений – 3 603,3 тыс. руб. (2017 год – 593,0 тыс. руб.; 2018 год – 3 010,3 тыс. руб.);

- на оплату экспертизы в рамках судебного дела – 1 518,9 тыс. руб. (2017 год – 825,0 тыс. руб.; 2018 год – 693,9 тыс. руб.);

- на выполнение решений судов – 2 772,3 тыс. руб. в 2018 году.

5. Наибольший объем средств бюджета города при исполнении судебных актов и решений налогового органа в 2017 году направлен на исполнение судебных актов по спорам, связанным с ненадлежащим исполнением муниципальных контрактов – 36 651,8 тыс. руб. или 61,1 % от общей суммы расходов по исполнительным документам и решениям налогового органа.

В 2018 году на исполнение судебных актов по спорам, связанным с ненадлежащим исполнением муниципальных контрактов, направлено 7 152,0 тыс. руб. или 42,0 % от общей суммы расходов по исполнительным документам и решениям налогового органа, исполненным в 2018 году.

6. Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что одной из основных причин возникновения расходных обязательств, направленных на исполнение судебных решений, является ненадлежащее выполнение муниципальными заказчиками обязательств по оплате за выполненные работы, оказанные услуги по обстоятельствам нарушения подрядчиками сроков выполнения работ, окончания срока действия контрактов и переходом задолженности по оплате работ (услуг) на следующий финансовый год (в том числе по причине позднего поступления межбюджетных трансфертов), не подписания актов выполненных работ по причине разногласий по качеству, видам и объемам работ. Специфика Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не позволяет производить оплату работ, не предусмотренных муниципальным контрактом, что и приводит к спорам с подрядчиками, которые приходится решать в судебном порядке.

Еще одна из категорий расходов бюджета города Твери, направленных на исполнение судебных актов, связанна с неисполнением обязанности по содержанию муниципального имущества.

Так в 2018 году на исполнение судебных актов по спорам, связанным с неисполнением обязанности по содержанию муниципального имущества было направлено 8 613,1 тыс. руб. или 50,6 % от общей суммы расходов по исполнительным документам и решениям налогового органа.

В 2017 году на исполнение судебных актов по спорам, связанным с неисполнением обязанности по содержанию муниципального имущества направлено 5 875,4 тыс. руб. или 9,8 % от общей суммы расходов по исполнительным документам и решениям налогового органа, исполненным в 2017 году.

Данная категория дел образовалась в результате исполнения судебных актов, связанных с неоплатой услуг по содержанию и ремонту муниципального имущества по договорам управления многоквартирными домами, задолженностью по коммунальным услугам, капитальному ремонту, компенсации нанимателям расходов по ремонту муниципального имущества, что в свою очередь, связано с тем, что в бюджете города Твери не в полном объеме предусмотрены расходы на содержание муниципального имущества.

Недостаток бюджетных ассигнований в бюджете города на исполнение полномочий, отнесенных к вопросам местного значения в области благоустройства, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Твери и обеспечения безопасности дорожного движения на них, привели к возникновению категории судебных дел о возмещении ущерба, причиненного имуществу граждан.

Удовлетворены иски на сумму 2 606,1 тыс. руб. (2017 год – 2 583,2 тыс. руб.; 2018 год – 22,9 тыс. руб.) в части возмещения ущерба, причиненного имуществу граждан (автомобилям) в результате: падения деревьев, гирлянд, схода снега, а также в результате ДТП, произошедших в результате ненормативного состояния дорожного покрытия.

Споры, связанные с исполнением договоров аренды муниципального имущества (возврат переплаты по арендным платежам/взыскание задолженности по арендной плате), а также с урегулированием разногласий при заключении договоров купли-продажи, аренды муниципального имущества, привели к расходованию средств бюджета на исполнение судебных решений по искам, связанным с исполнением гражданско-правовых договоров, заключенных в отношении объектов муниципальной собственности, в сумме 4 784,1 тыс. руб. (2017 год – 4 763,1 тыс. руб.; 2018 год – 21,0 тыс. руб.).

На исполнение судебных решений, связанных с возвратом средств, собранных на капитальный ремонт с собственников жилых помещений в многоквартирных домах на основании решения Тверской городской Думы от 16.11.2006 № 230 «Об утверждении Порядка организации проведения и оплаты капитального ремонта многоквартирных домов г. Твери, в которых часть жилых помещений находится в муниципальной собственности», из бюджета города направлено 3,2 % в 2017 году (1 902,8 тыс. руб.) и 6,0% в 2018 году (1 022,7 тыс. руб.).

Споры, связанные с приобретением (отчуждением) имущества, повлекли в 2017 году расходы в размере 6 782,7 тыс. руб. или 11,1 % от общего объема средств бюджета города Твери, направленных на исполнение судебных решений; в 2018 – 50,0 тыс. руб. (0,3%).

7. Дополнительная нагрузка на бюджет города в виде судебных расходов (госпошлина, проценты за пользование чужими денежными средствами, неустойка (пени), оплаты экспертизы, возмещения из бюджета города Твери неосновательного обогащения, взыскиваемого по вступившим в законную силу решениям судов, возврата переплат по арендным платежам, возврата средств, собранных на капитальный ремонт с собственников жилых помещений в многоквартирных домах, выплат рыночной стоимости за изымаемый земельный участок и нежилые помещения для муниципальных нужд, и прочее за анализируемый период составила 57 876,5 тыс. руб.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери).

Исходя из смысла и содержания норм ст.ст. 34 и 162 БК РФ, суды отмечают, что расходы на уплату процентов за пользование чужими денежными средствами и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг, а также судебных расходов не считаются заданным результатом деятельности государственного (муниципального) учреждения, и расходы на данные нужды являются неэффективными.

Детальный анализ произведенных в 2017-2018 годах расходов бюджета города, направленных на оплату судебных актов и решений налогового органа, показал, что 13 муниципальными казенными учреждениями, являющимися распорядителями бюджетных средств, нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 БК РФ: в частности, при исполнении расходной части бюджета допущены неэффективные расходы в части уплаты по исполнительным листам судебных издержек второй стороны судебного спора, штрафов, неустоек, процентов за пользование чужими деньгами, возмещения стоимости утраченного имущества и морального вреда и т.п. расходы. Расчётно сумма неэффективных непрограммных расходов составила за 2017-2018 годы 37 845,4 тыс. руб. или 44,6 % от общей суммы бюджетных ассигнований, направленных за анализируемый период на оплату судебных решений и решений налогового органа.

8. По результатам проведенного ЭАМ, в целях устранения выявленных недостатков, КСП даны предложения в адрес Администрации города Твери и департамента финансов Администрации города Твери.

Результаты ЭАМ направлены: в Тверскую городскую Думу, Главе города Твери, объектам проверки.

По результатам рассмотрения отчета структурными подразделениями Администрации города, являющимися объектами проверки, в адрес КСП направлена информация о мерах, принимаемых для устранения причин, влекущих необходимость расходования средств бюджета города на оплату судебных расходов.

В целях постоянного мониторинга причин возникновения судебных исков к муниципальному образованию городу Твери и в последующем использовании их в бюджетном планировании и прогнозировании для минимизации расходов бюджета города на исполнение судебных решений Главой города Твери издано распоряжение Администрации города Твери от 10.09.2019 № 319 «Об организации работы».

Приказом департамента финансов Администрации города Твери от 03.09.2019 №101 утвержден «Порядок направления информации в департамент финансов Администрации города Твери о результатах рассмотрения дела в суде, наличии оснований для обжалования судебного акта и результатах обжалования судебного акта».

Отчет о результатах ЭАМ утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты города Твери (протокол от 31.07.2019 № 6), рассмотрен на заседании Тверской городской Думы, решение от 25.10.2019 № 192.