ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

о проведении экспертно-аналитического мероприятия «Анализ отчетных данных системы учета и управления муниципальным земельным фондом администрации города Твери»

(отчет утвержден решением коллегии контрольно-счетной палаты города Твери от 25.12.2015)

Настоящий отчет подготовлен во исполнение ст. 16 Положения о контрольно-счетной палате города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы (далее - ТГД) от 06.12.2006 № 281 (в ред. от 18.10.2011 № 265).

Обследование осуществлялось в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты города Твери (далее - КСП) на 2015 год, утвержденным председателем КСП 19.12.2014 (п. 2.2.9).

Объекты контроля:

Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департаментом управления имуществом);

- Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери (далее - Департамент архитектуры).

Проверяемый период: по состоянию на 01.10.2015.

Объем средств, охваченных в ходе экспертно-аналитического мероприятия (далее также - ЭАМ), составил 13 657 441,0 тыс. руб., что определено общей стоимостью земельных участков, учтенных в реестре муниципальной собственности города Твери на 01.10.2015. Документально проверено 228 611,4 тыс. руб. - в части кадастровой стоимости муниципальных земельных участков, реализованных по договорам купли-продажи; обследованных на предмет их целевого использования; переданных в бессрочное пользование; а также доходов, полученных от аренды и продажи указанных земель, и сформированной по данным операциям дебиторской задолженности.

Общая финансовая оценка нарушений, выявленных при проведении ЭАМ, составила 40 644,3 тыс. руб. или 17,8% от объема проверенных средств.

Результаты проверки:

1. В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с п.п. 1.2, 1.3 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Твери, утвержденного решением ТГД от 24.01.2001 № 7, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке. Субъектом права муниципальной собственности является муниципальное образование город Тверь.

Администрация города Твери осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, учету объектов муниципальной собственности (ст. 44 Устава города Твери, утвержденного решением ТГД от 23.06.2005 № 68).

В соответствии с п. 2.1. Положения о Департаменте управления имуществом, утвержденного постановлением Главы администрации города Твери от 23.01.2007 № 198, задача по обеспечению полного и своевременного учета муниципальной собственности, количественного и качественного состава городских земель возложена на Департамент управления имуществом.

2. Согласно требованию абз. 1 п. 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424, находящиеся в муниципальной собственности объекты недвижимого имущества (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости) являются объектами учета в реестре муниципального имущества.

Порядок учета муниципального имущества в реестре муниципального образования город Тверь утвержден постановлением администрации города Твери от 12.08.2013 № 955.

Реестр муниципальной собственности города Твери - это автоматизированная информационная система управления муниципальным имуществом (далее также - АИС УМИ), представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.

Ведение реестра муниципальной собственности осуществляется Департаментом управления имуществом в соответствии с Порядком ведения автоматизированной системы управления муниципальным имуществом, утвержденным приказом данного Департамента от 12.08.2015 № 1258/Р.

Также Департамент управления имуществом осуществляет бухгалтерский учет имущества муниципальной казны, включающей земельные участки.

Приказами указанного Департамента от 12.12.2011 № 200-к «О назначении ответственных лиц за ведение в автоматизированной информационной системе управления муниципальным имуществом информации об объектах муниципальной собственности» (с учетом изменений, внесенных приказом от 14.08.2015 № 44-к/у), 30.10.2013 № 1737/Р «Об утверждении Порядка распределения обязанностей по ведению информационной системы управления муниципальным имуществом» определены структурные подразделения и должностные лица Департамента управления имуществом, полномочные осуществлять ведение и внесение соответствующих изменений в АИС УМИ.

3. В реестре муниципальной собственности города Твери числится:

- по состоянию на 01.01.2015 - 1 572 земельных участка, общей площадью 12 928 740 кв. м. и общей кадастровой стоимостью 10 889 733,3 тыс. руб.;

- по состоянию на 01.10.2015 - 2 274 земельных участка, общей площадью 16 026 015 кв. м. и общей кадастровой стоимостью 13 657 441,0 тыс. руб.

Данные реестра соответствуют данным бухгалтерского учета Департамента управления имуществом.

По результатам настоящего ЭАМ нарушений требований действующего законодательства по ведению реестра муниципального собственности в части земельных участков и их учету по правилам бухгалтерского законодательства в Департаменте управления имуществом не установлено.

4. При проверке правильности учета земель, переданных Департаментом управления имуществом в постоянное (бессрочное) пользование муниципальным учреждениям города Твери на основании соответствующих постановлений администрации города Твери, установлено, что в нарушение требований п.п. 70, 71, 79, 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, полученные в указанное пользование ТГМБУ «Радуница» и МДОУ детский сад № 9 земельные участки общей кадастровой стоимостью 40 644,3 тыс. руб., в бухгалтерском учете этих учреждений не отражены.

5. В целях рационального и эффективного использования находящихся в муниципальной собственности земельных участков, Департаментом управления имуществом в проверяемом периоде:

- обследовано 264 земельных участка из числа земель, состоящих на кадастровом учете, государственная собственность на которые не разграничена. По результатам выезда на местность по 24-ем земельным участкам выявлены нарушения (физическими и юридическими лицами самовольно заняты территории, прилегающие к 23-ем используемым ими участкам; в отношении 1-го земельного участка установлен факт использования его не по целевому назначению);

В отношении данных лиц Департаментом управления имуществом на основании норм ст.ст. 7.1, 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены соответствующие обращения в адрес Управления Росреестра по Тверской области, как органу государственного земельного надзора, в целях привлечения указанных лиц к административной ответственности.

- в отношении 67-ми пустующих земельных участков проведен анализ полученных по запросам Департамента управления имуществом сведений из государственного кадастра недвижимости и ЕГРП, а также ряд проверочных мероприятий, по результатам которых право муниципальной собственности города Твери зарегистрировано на 49 земельных участков общей площадью 1 873 835 кв. м. В отношении других 18-ти земельных участков общей площадью 225 100 кв. м. Департаментом управления имуществом переданы документы в соответствующие органы для последующей регистрации права муниципальной собственности на них.

6. По результатам выездного мероприятия с целью определения целевого использования муниципальных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство КСП установлено, что на момент выезда выборочно проверенные муниципальные земельные участки использовались следующим образом:

- по ул. Достоевского, д. 11 - строительство не начато;

- по туп. Никольский, д. 2 и д. 3 - в стадии начала строительства.

Нарушений цели использования по выборочно проверенным муниципальных земельным участкам не установлено.

7. В силу положений ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенными на территории городского округа, начиная с 01.03.2015 осуществляется органом местного самоуправления городского округа, за исключением случаев, установленных законодательством.

8. За период с 01.01.2015 по 01.10.2015 года в установленном законодательством порядке, без проведения торгов на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Твери, заключено 12 договоров аренды и 253 договора купли-продажи; на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, под зданиями и строениями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, - 34 договора аренды и 289 договоров продажи.

9. Действия Департамента управления имуществом по предоставлению в аренду и продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственной собственности до разграничения, как по результатам конкурентных процедур, так и без них, осуществлялись с учетом требований действующего земельного законодательства.

10. По результатам анализа договоров купли-продажи земельных участков, заключенных между Департаментом управления имуществом и их покупателями, а также договоров аренды земельных участков (или их части), находящихся как в муниципальной собственности, так и в государственной собственности до ее разграничения, установлено, что все вышепоименованные договоры соответствуют типовым формам, утвержденным постановлениями администрации города Твери от 09.07.2010 № 1553, 13.05.2015 № 651, соответственно.

11. Согласно положениям ст.ст. 42, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от использования (аренды) и продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, относятся к неналоговым доходам местных бюджетов и зачисляются в них по нормативу 100%.

Объемы доходов от аренды и продажи земельных участков, администрируемых Департаментом управления имуществом, на 2015 год утверждены решением ТГД от 24.12.2014 № 465 «О бюджете города Твери на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в общей сумме 840 266,0 тыс. руб.

Плановые показатели указанных доходов бюджета города за 9 месяцев 2015 года установлены в размере 539 392,0 тыс. руб., фактическое исполнение которых составило 265 633,3 тыс. руб. или 49,2% от доведенных бюджетных назначений, что на 146 705,9 тыс. руб. ниже аналогичных показателей 2014 года.

12. Задолженность плательщиков арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, перед бюджетом города Твери составила:

- по состоянию на 01.01.2015 - 101 304,3 тыс. руб., в том числе 70 495,8 тыс. руб. по арендной плате за пользование данными участками, 30 808,5 тыс. руб. - по пеням за несвоевременную оплату арендных платежей;

- по состоянию на 01.10.2015 - 106 495,4 тыс. руб., в том числе 68 835,6 тыс. руб. - по арендной плате за пользование участками, 37 659,8 тыс. руб. - по пеням за несвоевременную оплату арендных платежей (в т. ч. задолженность МУП - 92 144,3 тыс. руб. или 86,5%).

Таким образом, задолженность арендаторов за пользование земельными участками, находящимся в муниципальной собственности города Твери, на конец проверяемого периода по сравнению с его началом увеличилась на 5 191,1 тыс. руб. или на 5,1%.

13. В связи с прекращением функций администрирования Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области земельных участков, расположенных в границах муниципального образования город Тверь и госсобственность на которые не разграничена, в рамках межбюджетной передачи данное Министерство передало по извещению от 14.09.2015 № 5 в Департамент управления имуществом задолженности по аренде земельных участков, сформированные по состоянию на 31.12.2014:

- по доходному источнику «Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков»: дебиторская задолженность - 1 504 124,6 тыс. руб., кредиторская - 49 602,2 тыс. руб. В целом, дебиторская задолженность арендаторов перед бюджетом города Твери составила 1 454 522,4 тыс. руб.;

- по доходному источнику «Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов»: дебиторская задолженность - 1,5 тыс. руб., кредиторская - 4 551,8 тыс. руб. В целом, кредиторская задолженность бюджета города (переплата денежных средств) перед покупателями по договорам купли-продажи земельных участков указанного вида составила 4 550,3 тыс. руб.

Однако, Департаментом управления имуществом, как одной из сторон указанной передачи, данное извещение от 14.09.2015 № 5 на момент проведения ЭАМ не подписано, поскольку передаваемая указанным Министерством задолженность не подтверждена инвентаризацией расчетов с контрагентами по аренде и продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципального образования город Тверь.

Таким образом, из-за отсутствия подписанных в установленном порядке актов сверки расчетов между арендаторами и покупателями земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не обеспечена достоверность данных, отраженных в извещении от 14.09.2015 № 5 по суммам дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2014.

15. Департаментом управления имуществом в проверяемом периоде проводилась претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и госсобственности до ее разграничения. По результатам данной работы, на основании судебных решений в бюджет города Твери дополнительно поступили денежные средства в общей сумме 26 659,4 тыс. руб. (или 52,3% от суммы судебных исков, вступивших в силу), в том числе:

- 448,3 тыс. руб. - по задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Тверь;

- 26 211,1 тыс. руб. - по задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, госсобственность на которые не разграничена.

16. Таким образом, управление и распоряжение земельными участками муниципального образования город Тверь, администрируемых Департаментом управления имущества, позволяет обеспечить контроль за поступлением доходов от использования и продажи указанных земельных участков в бюджет города Твери.

17. Согласно информации, представленной в ходе ЭАМ Департаментом архитектуры, в соответствии с Положением о территориальном планировании генерального плана города Твери, утвержденного решением ТГД от 25.12.2012 № 193 (394) «Об утверждении генерального плана города Твери», Паспортом города Твери (2014 год), площадь территории в границах городского округа Тверь составляет 152 220 000 кв. м.

Вместе с тем, согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.12.2014 № 13-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области», территория муниципального образования город Тверь насчитывает 59 875 земельных участков, общей площадью 155 420 168 кв. м.

Предложения КСП по результатам проверки:

1. Администрации города Твери:

· усилить претензионно-исковую работу по взысканию дебиторской задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Тверь;

· провести анализ реальной к взысканию задолженности по арендной плате за земли, находящиеся в границах городского округа, на основании принятых судебных решений в целях принятия дальнейших мер по ее снижению;

· продолжить работу по оценке обоснованности использования земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Тверь, с целью выявления случаев их самовольного захвата или использования с нарушением вида их разрешенного использования.

2. Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери:

· усилить претензионно-исковую работу по взысканию дебиторской задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Тверь;

· провести анализ реальной к взысканию задолженности по арендной плате за земли, находящиеся в границах городского округа, на основании принятых судебных решений в целях принятия дальнейших мер по ее снижению;

· своевременно и в полном объеме доводить до бюджетных учреждений информацию о муниципальных земельных участках, переданных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, включая их кадастровую стоимость;

· продолжить работу по оценке обоснованности использования земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Тверь, с целью выявления случаев самовольного захвата земельных участков или использования земель с нарушением вида их разрешенного использования.

3. Департаменту архитектуры и строительства администрации города Твери:

· в целях определения достоверности размера площади города Твери, в установленном порядке провести мероприятия по уточнению данных о размере общей площади земель, расположенных в границах муниципального образования город Тверь и указанных в Положении о территориальном планировании генерального плана города Твери, утвержденного решением ТГД от 25.12.2012 № 193 (394), а также в Паспорте города Твери (2014 год), с учетом данных, отраженных в приказе Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.12.2014 № 13-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области». В случае необходимости внести в вышеназванные документы соответствующие изменения.

Информация о принятых мерах:

По результатам данного экспертно-аналитического мероприятия КСП направила отчет Главе города Твери, Главе администрации города Твери, начальнику департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, начальнику департамента архитектуры и строительства администрации города Твери.

Также в адрес Главы администрации города Твери, начальника департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, начальника департамента архитектуры и строительства администрации города Твери направлены представления, в которых КСП предложила принять необходимые вышеперечисленные меры для устранения выявленных в ходе ЭАМ нарушений.

Отчет КСП рассмотрен на заседании Тверской городской Думы, решение от 30.03.2016 № 58.

Руководитель проверки,

заместитель начальника отдела по контролю

за использованием муниципальной собственности

города Твери - старший инспектор КСП И.Б. Черемушкина