ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования бюджетных средств, направленных на устройство и ремонт остановочных комплексов на территории города Твери в 2016-2017 годах»

(отчет утвержден решением коллегии Контрольно-счетной палаты города Твери протокол № 10 от 25.09.2018)

Настоящий отчет подготовлен во исполнение п. 3 ст. 22 Положения о Контрольно-счетной палате города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 06.12.2006 № 281.

Мероприятие осуществлялось в соответствии с п. 2.2.3 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Твери (далее - КСП) на 2018 год, утвержденного председателем Контрольно-счетной палаты города Твери 20.12.2017.

Объекты контрольного мероприятия:

1. Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Твери.

2. Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери.

Проверяемый период: 2016-2017 годы.

Объем средств, охваченных при проведении контрольного мероприятия: 24 861,7 тыс. руб.

Результаты мероприятия:

1. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом города Твери, полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Твери, обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности возложены на администрацию города Твери. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся в числе прочих элементов и остановочные пункты.

2. Согласно п. 18 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, остановочные пункты, из которых осуществляется отправление более чем 100 пассажиров в сутки, за исключением остановочных пунктов, расположенных на территории автовокзалов, автостанций, обустраиваются защитными средствами от атмосферных осадков, если это позволяют земельные участки, примыкающие к остановочному пункту. Т.е., согласно установленным требованиям установка остановочного комплекса (остановочного павильона, автопавильона) является обязательной при устройстве остановочного пункта, в случаях, предусмотренных законодательством.

3. По информации администрации города Твери на территории города находится 405 остановок общественного транспорта. При этом:

- на 138 из них автопавильоны (остановочные комплексы) отсутствуют (что составляет 34,1 % от общего количества остановок общественного транспорта);

- 267 остановок общественного транспорта (что составляет 66 % от общего количества остановок общественного транспорта) оборудованы автопавильонами (остановочными комплексами), из них 200 автопавильонов требуют ремонта, реконструкции или замены (или 49,4 % от общего количества остановок общественного транспорта).

Вышеприведенные данные отличаются от информации, предоставленной департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери. Так по данным последнего количество объектов недвижимого имущества - остановочных пунктов (остановок общественного транспорта), закрепленных на праве оперативного управления за департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, по состоянию на 15.06.2018 составляет 449 единиц.

4. Выбор типа закупленных в 2016-2017 годах остановочных комплексов, по информации администрации города Твери продиктован необходимостью соблюдения требований, предусмотренных стандартом отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».

Представленная администрацией города Твери информация не содержит сведений, обосновывающих выбор из всего многообразия, представленного на рынке, конкретных моделей остановочных комплексов (павильонов), установленных в городе в 2016-2017 годах, а также о том, каким образом (комиссионно или кем-то индивидуально) принималось решение о выборе конкретных типов (моделей) остановочных павильонов, что можно расценить как отсутствие публичности и открытости в деятельности органов местного самоуправления, т.е. наличие признаков коррупции.

5. Финансирование расходов на выполнение мероприятий по поставке, установке и ремонту остановочных комплексов в 2016 – 2017 годах осуществлялось в соответствии с решениями Тверской городской Думы:

- от 23.12.2015 № 316 (ред. от 21.12.2016) «О бюджете города Твери на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» в сумме 7 566,6 тыс. руб.;

- от 21.12.2016 № 406 (ред. от 20.12.2017) «О бюджете города Твери на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в сумме 19 246,4 тыс. руб.

Работы осуществлялись в рамках мероприятия 3.05 «Устройство и ремонт остановочных комплексов» муниципальной программы «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Твери от 27.10.2014 №1370.

6. Фактический объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия программы в 2016 году составил 7 174,9 тыс. руб. или 94,8% от планового объема финансирования. В целях выполнения запланированных на 2016 год мероприятий по установке остановочных комплексов, а также осуществления строительного контроля и надзора за выполнением вышеуказанных работ, заключено 5 муниципальных контрактов.

Фактический объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия программы в 2017 году составил 17 686,8 тыс. руб. или 91,9% от планового объема финансирования. В целях выполнения запланированных на 2017 год мероприятий по установке и ремонту остановочных комплексов, заключено 5 муниципальных контракта.

7. Заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по поставке новых остановочных комплексов, по монтажу и ремонту остановочных комплексов осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Размещение в 2016-2017 годах муниципальных заказов на выполнение работ по ремонту и монтажу остановочных комплексов, поставку новых остановочных комплексов осуществлялось в сроки, установленные планами – графиками размещения заказов.

Общая сумма экономии бюджетных средств по результатам проведенных в проверяемом периоде закупок составила 2 354,7 тыс. руб.

Между тем, в ходе анализа соблюдения требований законодательства при осуществлении закупок на выполнение работ по приобретению, установке и ремонту остановочных комплексов на территории города Твери в 2016-2017 годах установлены отдельные случаи нарушения требований действующего законодательства муниципальным заказчиком - Департаментом дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Твери.

8. Выборочная проверка соблюдения поставщиками обязательств по выполнению работ по поставке, установке и ремонту остановочных комплексов на территории города Твери в соответствии с заключенными муниципальными контрактами показала, что со стороны отдельных поставщиков и подрядчиков допускались случаи нарушения сроков исполнения обязательств. Так, например:

- поставщиком ООО «Стальные конструкции» допущена просрочка исполнения обязательств на 64 дня на поставку 47 остановочных комплексов. Общая сумма удержанной неустойки по муниципальному контракту составила 267,8 тыс. руб.;

- подрядчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тверской области допущено нарушение сроков выполнения работ по ремонту 40 остановочных комплексов на 11 дней. Выставлены требования об уплате неустойки в размере 5,8 тыс. руб. за просрочку исполнения обязательств по контракту;

- подрядчиком ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области допущено нарушение сроков выполнения работ по установке 9 остановочных павильонов на 39 дней. Департаментом дорожного хозяйства и благоустройства в нарушение требований установленных п. 7.2.1. муниципального контракта расчет пеней произведен неправильно, были выставлены требования об уплате неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту на 34 календарных дня в размере 11,8 тыс. руб., что привело к недовзысканию с ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области в бюджет города Твери пени на общую сумму – 1,7 тыс. руб.

9. В ходе выполнения муниципальных контрактов, в результате уточнения объемов работ в процессе их выполнения по части контрактов изменились объемы финансирования.

В результате реализации мероприятия 3.05 «Устройство и ремонт остановочных комплексов» муниципальной программы «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери» на 2015 - 2020 годы удалось достичь экономии бюджетных средств, в том числе:

В 2016 году – в сумме 391,07 тыс. руб., или 5,2% от утвержденного объема бюджетных ассигнований на устройство и ремонт остановочных комплексов. Экономия сложилась в связи с:

- с уменьшением предусмотренных муниципальными контрактами объемов работ:

·                   по муниципальному контракту № 0136300021716000745 от 20.09.2016 на выполнение монтажа 19 остановочных комплексов – на 328,07 тыс. руб. (или 25,2 % от стоимости контракта), так как фактически были выполнены работы по монтажу 16 остановочных павильонов;

·                   по муниципальному контракту № 0136300021716000827 от 01.11.2016 на выполнение монтажа 30 остановочных комплексов – на 55,6 тыс. руб. (или 2,9 % от стоимости контракта), так как при исполнении контракта отпала необходимость в проведении части работ, определенных техническим заданием;

- в результате уточнения стоимости работ по муниципальному контракту № 0028 от 27.10.2016 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и надзора за выполнением работ по монтажу 19 остановочных комплексов – на 7,4 тыс. руб.

Таким образом, экономию в сумме 391,07 тыс. руб., полученную по результатам реализации в 2016 году мероприятия 3.05 «Устройство и ремонт остановочных комплексов», следует признать нерезультативной, т.к. фактически экономия сложилась из-за невыполнения предусмотренных муниципальными контрактами объемов работ в полном объеме.

В 2017 году – в сумме 1 559,6 тыс. руб., или 8,1 % от утвержденного объема бюджетных ассигнований на устройство, ремонт и поставку остановочных комплексов. Экономия сложилась в связи:

- с полученной экономией по МК № 107 от 01.11.2017 на поставку 87 остановочных павильонов - в сумме 227,0 тыс. руб. Предусмотренный объем бюджетных ассигнований – 14 582,0 тыс. руб., в результате подготовки к проведению конкурентных процедур цена контракта рассчитана Заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и составила 14 355,0 тыс. руб.;

- с уменьшением в ходе выполнения муниципальных контрактов объемов работ:

·                   по муниципальному контракту № 80 от 10.10.2017 на выполнение работ по ремонту 40 остановочных комплексов – на 57,1 тыс. руб. (или 2,9 % от стоимости контракта), так как фактически был выполнен ремонт 39 остановочных павильонов;

·                   по муниципальному контракту № 85 от 11.10.2017 на выполнение работ по установке 9 остановочных павильонов – 1 275,3 тыс. руб. (или 48,8% от стоимости контракта), так как при исполнении контракта отпала необходимость в проведении части работ, определенных техническим заданием (на двух остановочных пунктах отпали работы по разборке и устройству оснований; на остановочном пункте «Чкаловский» (Октябрьский пр-т, 79) работы не выполнены из-за наступления неблагоприятных погодных условий), т.е. фактически признаны завершенными работы только на 8 остановочных пунктах.

Таким образом, экономию в сумме 1 559,6 тыс. руб., полученную по результатам реализации в 2017 году мероприятия 3.05 «Устройство и ремонт остановочных комплексов», следует признать нерезультативной, т.к. фактически экономия сложилась в основном из-за невыполнения предусмотренных муниципальными контрактами объемов работ в полном объеме.

Оценка экономической результативности реализации в 2016-2017 годах мероприятия 3.05 «Устройство и ремонт остановочных комплексов» позволяет сделать вывод о неэффективности использования средств бюджета города Твери.

10. В рамках заключенного муниципального контракта № 107 от 01.11.2017 ФКУ ИК-10 УФСИН России по Тверской области поставил 87 остановочных павильонов. Цена контракта - 14 355,0 тыс. руб.

Решением Тверской городской Думы от 20.12.2017 № 113 (407) «О бюджете города Твери на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (ред. от 19.06.2018) не предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление мероприятия 3.05 «Устройство и ремонт остановочных комплексов» на 2018 год не предусмотрены.

Вместе с тем, в 2018 году монтаж остановочных павильонов осуществлялся в рамках заключенных департаментом дорожного хозяйства благоустройства и транспорта администрации города Твери с МУП «ЖЭК» 18 договоров на общую сумму 593,0 тыс. руб.

Работы по установке новых остановочных павильонов в 2018 году осуществлялись департаментом за счет средств, предусмотренных муниципальной программой «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери» на 2015-2020 годы по мероприятию 3.01 «Содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», без внесения изменений в объемы финансирования данной муниципальной программы по мероприятию 3.05 «Устройство и ремонт остановочных комплексов», что является нарушением Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 30.12.2015 № 2542, а также приводит к искажению отчетности о реализации программы в части определения степени достижения абсолютных плановых показателей по указанным мероприятиям программы, полноты освоения бюджетных средств, соблюдения сроков исполнения программных мероприятий, утвержденных планом реализации муниципальной программы.

Кроме того, в соответствии со статьей 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходование бюджетных средств в 2017 году, связанных с приобретением 87 остановочных павильонов, без достижения требуемого результата в виде их размещения на остановочных пунктах общественного транспорта города Твери, является основанием   для признания отвлечением из бюджета города и неэффективным расходованием бюджетных средств на общую сумму 14 355,0 тыс. руб.

11. Проведенный анализ социально-экономического эффекта реализации в 2016-2017 годах мероприятия 3.05 «Устройство и ремонт остановочных комплексов» показал, что фактически за проверяемый период приведено в нормативное состояние 85 остановочных пункта (в 2016-2017 годах осуществлен монтаж 46 и ремонт 39 остановочных комплексов (павильонов), т.е. в нормативное состояние приведено 25,1 % от общего количества остановочных пунктов, на которых требуется установка, ремонт, реконструкция или замена автопавильонов.

По результатам мониторинга, проведенного по данным размещенным в информационно-коммуникационной сети Интернет, относительно мнения жителей города Твери о вновь установленных на территории города остановочных комплексах и качестве отремонтированных остановочных комплексов, можно сделать вывод о том, что количество отрицательных отзывов жителей города Твери значительно превышает положительные отзывы, т.е. текущая поддержка жителями Твери выбранного администрацией города типа (вида) остановочных комплексов находится на достаточно низком уровне.

Жители не довольны выбранными типами остановочных павильонов. Основные претензии к размеру (вместимости автопавильонов в зависимости от количества пассажиров, ожидающих транспорт), плохой защите от погодно-климатических факторов и т.п.

Таким образом, в результате реализации мероприятия 3.05 «Устройство и ремонт остановочных комплексов» в 2016 - 2017 годах не удалось в полном мере достичь такого социального показателя, как удовлетворение потребностей населения (граждан), пользующихся услугами общественного транспорта, остановками общественного транспорта, отвечающих современным требованиям эргономики, а также учитывающим потребности маломобильных групп населения.

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлен в Тверскую городскую Думу, Главе города Твери, объектам проверки, в прокуратуру Центрального района города Твери, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.

Предложено:

Администрации города Твери:

- обеспечить публичность и открытость в деятельности органов местного самоуправления при принятии решений о выборе конкретных типов (моделей) остановочных павильонов;

- изыскать возможность финансирования в 2018 году мероприятия 3.05 «Устройство и ремонт остановочных комплексов» муниципальной программы «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери» в части установки (монтажа) остановочных комплексов, закупленных в 2017 году;

- обеспечить выполнение предусмотренных «Документом планирования регулярных перевозок транспортом общего пользования в городе Твери на 2016 - 2018 годы», утвержденным постановлением администрации города Твери от 30.03.2016 № 550, мероприятий по развитию регулярных перевозок транспортом общего пользования, в частности, формирование и утверждение реестра остановочных пунктов;

- обеспечить развитие сети остановок общественного транспорта, отвечающих современным требованиям эргономики, и имеющих архитектурно-художественную выразительность, соответствующую облику города Твери;

- разработать и внедрить (с участием инвесторов) Концепцию благоустройства остановочных пунктов, предусматривающую возможность оборудования остановок общественного транспорта в едином комплексе с объектами нестационарной торговой сети, размещение которых допускается на остановочных пунктах в соответствии со Схемой размещения НТО, объединенными навесом для защиты от осадков с ветрозащитными стенками и скамьями для ожидания, в том числе учитывающие потребности маломобильных групп населения, электронными табло, отражающими информацию о номере маршрута и времени его прибытия, необходимым набором уличной мебели (урны, информационные щиты и т.д.);

- в целях выявления должностных лиц, действия которых привели к нарушению требований действующего законодательства, рассмотреть вопрос о проведении проверок в рамках внутреннего контроля администрации города Твери, в том числе, по фактам предоставления в Контрольно-счетную палату города Твери информации ненадлежащего качества, и привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Результаты проверок направить в Контрольно-счетную палату города Твери.

Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери:

- в кратчайшие сроки подготовить проект нормативно-правового акта по внесению изменений в муниципальную программу «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери» на 2015-2020 годы в части перераспределения бюджетных ассигнований, направленных в 2018 году на установку остановочных комплексов с мероприятия 3.01 на мероприятие 3.05 муниципальной программы;

- принять меры по устранению выявленных в ходе экспертно-аналитического мероприятия нарушений и недопущения их в дальнейшем;

- принять меры к неукоснительному соблюдению требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и иных нормативно-правовых актов в части своевременного и полного размещения информации на официальном сайте - www/zakupki.gov.ru;

- завершить инвентаризацию остановок общественного транспорта. Результаты инвентаризации представить в Контрольно-счетную палату города Твери.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты города Твери (протокол от 25.09.2018 № 10), рассмотрен на заседании Тверской городской Думы, решение от 23.01.2019 № 4.