AuditLgot

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

о проведении проверки «Аудит эффективности системы предоставления льгот на муниципальном уровне за 2009 – 2010 годы

Настоящий отчет подготовлен во исполнение статьи 16 Положения о контрольно-счетной палате города Твери.

Проверка осуществлялась в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты на 2011 год, утвержденным решением Тверской городской Думы от 27.01.2011 № 5.

Объем средств, охваченных при проведении проверки КСП:

- общая сумма предоставленных льгот по арендной плате за нежилые помещения в 2009 году – 18 966,12 тыс. руб.; в 2010 году – 35 257,67 тыс. руб.;

- общая сумма предоставленных льгот по арендной плате за земельные участки в 2009 году – 358,55 тыс. руб.; в 2010 году – 86,45 тыс. руб.;

Итого: 54 668,9 тыс. руб. (выпадающие доходы бюджета города за 2009 – 2010 годы).

I. Общая информация о контрольном мероприятии

1. Законодательно закрепленным правом на установление стандартов государственного аудита для всех контрольно-счетных органов РФ обладает Счетная палата РФ.

КСП таким правом не наделена, в связи с чем, КСП в своей работе руководствуется Стандартом финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденным решением Коллегии Счетной палаты РФ от 09.06.2009 г. (протокол № 31К(668)), (далее – Стандарт финансового контроля СФК 104).

2. В соответствии с п.2.1., Стандарта финансового контроля СФК 104 аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля, осуществляемого посредством проведения контрольного мероприятия, целями которого является определение эффективности использования государственных средств, полученных проверяемыми организациями и учреждениями для достижения запланированных целей, решения поставленных социально – экономических задач и выполнения возложенных функций.

3. Содержание аудита эффективности заключается в проведении определенных процедур получения доказательств, необходимых для формирования заключения контрольно – счетной палатой города Твери относительно экономичности, продуктивности и результативности использования муниципальных средств их получателями.

Экономичность выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования, продуктивность характеризует рациональность использования ресурсов, а результативность показывает степень достижения намеченных целей или решения поставленных задач.

При проведении конкретного аудита эффективности устанавливается, насколько экономично, продуктивно и результативно использованы муниципальные средства объектами проверки на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций, или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использования государственных средств.

4. В целях согласования показателей эффективности и выработки критериев оценки, в соответствии с п.4.3. Стандарта финансового контроля СФК 104, рекомендациями СП РФ по его применению на муниципальном уровне, для проведения плановой проверки КСП - аудита эффективности системы предоставления льгот на муниципальном уровне за 2009-2010 годы был сформирован экспертный совет под председательством председателя КСП в составе 8 человек:

- заместителя председателя КСП;

- начальника ОА и БФП – аудитора КСП;

- депутатов городской Думы:

- председателя постоянного комитета по бюджету и налогам ТГД; заместителя председателя постоянного комитета по муниципальной собственности и земельным отношениям ТГД;

- представителя постоянного комитета по социальной политике ТГД;

- заместителя Главы администрации города Твери;

- представителя аудируемого лица – департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

Цели и критерии* оценки эффективности системы предоставления льгот на муниципальном уровне за 2009 – 2010 годы, в части предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, утверждены экспертным советом по вопросу проведения аудита эффективности системы предоставления льгот на муниципальном уровне (далее – экспертный совет) в редакции заседания экспертного совета от 16.08.2011 протокол № 1.

* Критерий – это мерило оценки, суждения (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Цели и критерии оценки эффективности системы предоставления льгот на муниципальном уровне за 2009 – 2010 годы в части предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности

Обобщенная цель проведения аудита эффективности – получить ответ на главный вопрос: Обеспечивает ли существующая система предоставления льгот по арендной плате за пользование муниципальным имуществом (нежилые помещения, земельные участки) в городе Твери достижение экономического и социального эффекта.

Цель 1. Определить соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления г. Твери (далее - НПА), в части предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, действующему законодательству.

Критерии оценки эффективности:

1.1. Наличие в муниципалитете НПА, регламентирующего порядок предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки.

1.2. Соответствие принятых НПА действующему законодательству.

Цель 2. Оценить правомерность предоставления льгот в 2009 – 2010 годах по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности (выборочно по ряду арендаторов).

Критерии оценки эффективности:

2.1. Соблюдение требований НПА, регламентирующих порядок предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе, в части:

- наличия документации, предоставляемой арендатором к заявлению на получение льготы по арендной плате за нежилые помещения (выборочно по арендаторам);

- соблюдения процедур получения согласия территориального антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции в виде льготы по арендной плате (п.2.2 Положения о порядке предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения в городе Твери, утвержденного решением ТГД от 25.02.1998 № 30, введен решением ТГД от 18.12.2009 № 320 (360)).

2.2. Наличие утвержденных показателей, обосновывающих экономический и социальный эффект от предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения, которые используются при подготовке Администрацией города Твери заключения о возможности и целесообразности предоставления льгот.

Цель 3. Оценить существующий порядок контроля за целевым использованием арендуемых помещений, находящихся в муниципальной собственности, по которым предоставлены льготы по арендной плате.

Критерии оценки эффективности:

3.1. Обеспечен ли надлежащий учет предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности?

3.2. Существует ли НПА, регламентирующий порядок осуществления контроля за использованием арендаторами по назначению объектов муниципальной собственности (нежилые помещения, земельные участки), по которым были предоставлены льготы по арендной плате?

3.3. Организован ли надлежащий контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами и прочими организациями целевого использования арендуемых помещений, по которым предоставлена льгота по арендной плате?

3.4. Соблюдается ли процедура принятия мер по своевременному устранению выявленных замечаний по результатам контрольных мероприятий, в части использования и содержания арендуемого имущества?

Цель 4. Оценить эффективность предоставления льгот – экономический и социальный эффект.

Критерии оценки эффективности:

4.1. Содержит лиНПА, регламентирующий порядок предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки в городе Твери, перечень социально - значимых видов деятельности хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций, которым должно предоставляться предпочтение в получении льгот?

4.2. Содержит ли распорядительный документ о предоставлении льгот в 2009 – 2010 годах по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки цель и условия предоставления указанных льгот (выборочно по ряду арендаторов)?

4.3. Определены ли и имеют ли количественную оценку ожидаемые результаты от предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения и земельные участки?

Существенные аспекты методов сбора, анализа и обработки информации, были обсуждены и утверждены экспертным советом от 16.08.2011 № 1.

II. Результаты аудита эффективности

Согласно информации Департамента УИ и ЗР, выпадающие доходы бюджета города в связи с предоставлением льгот отдельным категориям плательщиков по арендной плате за пользование муниципальным имуществом на основании Решений Тверской Городской Думы составили:

в 2009 году – 19 324,7 тыс. руб.,

в 2010 году – 35 344,2 тыс. руб. (рост на 83 %), из них:

- по аренде нежилых помещений: в 2009 году – 18 966,1 тыс. руб., в 2010 году - 35 257,7 тыс. руб.;

- по аренде земельных участков: в 2009 году – 358,6 тыс. руб., в 2010году – 86,5 тыс. руб.

По сравнению с уровнем 2009 года, в 2010 году объем выпадающих доходов бюджета города в связи с предоставлением льгот по арендной плате за нежилые помещения увеличился на 16 291,6 тыс. руб., или на 85,9 % и составил - 35 257,7 тыс. руб., а от сдачи в аренду земельных участков сократился на 272,1 тыс. руб., или на 75,9 %.

На протяжении 2009 - 2010 годов наибольший размер среди сумм предоставленных льгот по арендной плате, приходился на следующие категории арендаторов:

- государственные учреждения (2009 год – 8 506,71 тыс. руб., или 44,9 % от общей суммы предоставленных льгот , 2010 год – 12 553,75 тыс. руб., или 35,6 %);

- хозяйствующие субъекты (коммерческие организации) (2009 год – 2 176,40 тыс. руб., или 11,5 % от общей суммы предоставленных льгот, 2010 год – 7 296,85 тыс. руб., или 20,7 %);

- общественные организации (2009 год – 3 214,50 тыс. руб., или 17 % от общей суммы предоставленных льгот, 2010 год – 4 466,75 тыс. руб., или 12,7 %);

- работники творческих профессий (2009 год – 1 958,48 тыс. руб., или 10,3 % от общей суммы предоставленных льгот, 2010 год – 1 533,53 тыс. руб., или 4,3 %).

При этом, сократился объем льгот по арендной плате за нежилые помещения, предоставленные:

- работникам творческих профессий (художникам, скульпторам) с 1 958,48 тыс. руб. в 2009 году до 1 533,53 тыс. руб. в 2010 году, или на 424,95 тыс. руб.;

- советам территориальных общественных самоуправлений (ТОС) с 1 046,46 тыс. руб. в 2009 году до 982,61 тыс. руб. в 2010 году, или на 63,85 тыс. руб.

Наибольший рост размера предоставленных льгот по арендной плате за нежилые помещения наблюдается по негосударственным образовательным учреждениям: с 81,59 тыс. руб. в 2009 году до 5 130,93 тыс. руб. в 2010 году, то есть в 63 раза. При этом, в 2010 году, льгота была предоставлена Негосударственному образовательному учреждению «Институт «Верхневолжье» в сумме 5 130,93 тыс. руб.

Динамика предоставления льгот по арендной плате за пользование земельными участками в стоимостном выражении имеет тенденцию к снижению: в 2009 году сумма льгот составила 358,55 тыс. руб., в 2010 году – 86,45 тыс. руб., что ниже уровня 2009 года на 75,9 %. В анализируемом периоде субъектами, получившими льготы по арендной плате, являлись некоммерческие организации. Исключение составило МУП «Городской электрический транспорт», которое в 2009 году было освобождено от уплаты пени по арендной плате за пользование земельными участками за 2008 год, при этом, сумма выпадающих доходов составила 299,16 тыс. руб. (удельный вес - 83,4 %).

Из некоммерческих организаций – льготников наибольший удельный вес приходится на общественные организации:

в 2009 году – 10,9 %, в 2010 году – 76,4 %.

В 2010 году удельный вес суммы льгот по арендной плате, предоставленных Советам территориального общественного самоуправления (ТОС), составил 3,2 %, что выше уровня 2009 года на 1,3 % - ных пункта.

Удельный вес суммы льгот, предоставленных в 2010 году Фондам (Тверское областное отделение Международного общественного фонда "Российский фонд Мира", Тверской областной благотворительный общественный фонд "БЛАГО-ФОНД"), составил 20,4 %, что значительно выше аналогичного показателя за 2009 год (3,8 %).

Рекомендации и предложения

3.1. Тверской городской Думе (постоянному комитету Тверской городской Думы по муниципальной собственности и земельным отношениям)

1. Отказаться (либо существенно ограничить) от практики предоставления льгот по арендной плате за пользование земельными участками.

2. Отказаться либо ограничить предоставление льгот по арендной плате за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.

3. Исключить практику рассмотрения вопроса о предоставлении льгот по арендной плате за нежилые помещения, в случае нарушения арендатором требований п. 1 раздела II Положения о порядке предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения в городе Твери», утвержденного решением Тверской городской Думы от 25.02.1998 № 30, в части представления полного пакета документов к заявлению в Тверскую городскую Думу о предоставлении льгот по арендной плате за нежилые помещения.

4. Исключить практику предоставления муниципальных преференций в виде льгот по арендной плате за муниципальное имущество при отсутствии письменного согласия территориального антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

5. В целях соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», при принятии решения о бюджете города Твери на соответствующий год предусмотреть в этом решении порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя (пп.1. п.3. ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции»).

6. Совместно с администрацией города разработать и нормативно закрепить механизм предоставления грантов на социально – значимые проекты и продолжить практику предоставления субсидий из бюджета города в соответствии с нормами бюджетного законодательства.

3.2. Администрации г. Твери:

1. Совместно с Тверской городской Думой разработать и нормативно закрепить механизм предоставления грантов на социально – значимые проекты и продолжить практику предоставления субсидий из бюджета города в соответствии с нормами бюджетного законодательства.

2. Подготовить проект решения Тверской городской Думы о внесении дополнений и изменений в Положение о порядке предоставления льгот (субсидий) по арендной плате за нежилые помещения в городе Твери, утвержденное решением Тверской городской Думы от 25.02.1998 № 30, дополнив его механизмом оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности льгот, предоставляемых на муниципальном уровне.

Под бюджетной эффективностью – следует понимать оценку результата хозяйственной деятельности категорий плательщиков, которым предоставлены (планируются к предоставлению) льготы, с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджета города.

Под социальной эффективностью – оценку степени достижения социально значимого эффекта, которая выражается в изменении качества и объема предоставляемых услуг в результате реализации хозяйствующими субъектами системы мер, направленных на повышение уровня жизни населения (рост заработной платы, создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, создание льготных условий для оплаты услуг незащищенными слоями населения).

Под экономической эффективностью - затраты и результаты, связанные с предоставлением льгот хозяйствующим субъектам, а именно: улучшение (ухудшение) финансово-экономических результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

При подготовке проектов решений о предоставлении льгот (субсидий) осуществлять оценку эффективности их предоставления в соответствии с утвержденным порядком и указывать результаты оценки в заключении о возможности и целесообразности предоставления льгот (пояснительной записке) к соответствующим проектам.

- Разработать условия (цели) предоставления льгот (субсидий) и параметры оценки выполнения этих условий (достижения цели). Решения о предоставлении льгот отдельным субъектам по их обращениям принимать исходя из соответствия (или несоответствия) их этим условиям.

- Льготы предоставлять на ограниченный период времени (например – «квартал») с условием о пролонгации действия льготы, в случае подтверждения (по результатам проведенного анализа) ее эффективности.

- Предусмотреть, что организации и учреждения, пользующиеся в соответствии с решением Тверской городской Думы льготой (субсидией) по арендной плате за нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности:

· не имеют права передачи арендуемых нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города, в субаренду;

· обязаны в установленный срок предоставлять в ТГД и администрацию города отчеты о финансово – хозяйственной деятельности за год, в котором были предоставлены льготы и об использовании высвободившихся средств от предоставленной на соответствующий год льготы.

- Положение о порядке предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения в городе Твери, утвержденное решением Тверской городской Думы от 25.02.1998 № 30, по мнению КСП, должно содержать перечень социально значимых видов деятельности хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций, которым должно предоставляться предпочтение в получении льгот, в том числе, виды деятельности, предусмотренные ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» для признания некоммерческих организаций социально ориентированными.

- Предусмотреть в обязательном порядке представление арендаторами к заявлению в Тверскую городскую Думу о предоставлении льгот по арендной плате за нежилые помещения бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2), даже в том случае, если в соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете» организации освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и не составляют бухгалтерский баланс.

3. Разработать систему мониторинга применяемых льгот (субсидий) и оценки результативности их действия, позволяющей принимать решения об их продлении или отмене, так как предоставление стимулирующих механизмов в виде льгот по арендной плате за нежилые помещения напрямую не влечет расходования бюджетных средств, но снижает доходы бюджета города.

На основании проведенного анализа целесообразно делать вывод об уровне востребованности и доступности конкретных льгот, результатах их применения с точки зрения соответствия изначально поставленным целям, что позволит отказаться от применения некоторых льгот и перераспределить выпадающие доходы бюджета города от предоставления льгот по арендной плате за нежилые помещения на более востребованные направления.

3.3. Департаменту УИ и ЗР администрации г. Твери:

1. Внести изменения и дополнения в Методику организации и проведения проверок использования нежилых помещений специалистами отдела контроля использования муниципального имущества и земли, утвержденной приказом департамента УИ и ЗР от 29.08.2011 № 1746/р (далее - Методика), и в Порядок назначения штрафных санкций за нарушение условий договора аренды, утвержденный приказом департамента УИ и ЗР от 26.08.2010 № 1653-р (далее – Порядок), с учетом замечаний, изложенных в отчете КСП, а именно:

- Действующая методика не содержит четких критериев и рекомендаций, по вопросу того, какая именно мера (устное замечание, предписание, уведомление, либо протокол административного нарушения) предпринимается в отношении арендатора, в случае выявления нарушений условий договора;

- Основания назначения штрафных санкций, предусмотренные Порядком назначения штрафных санкций за нарушение условий договора аренды, не соответствует тем, которые предусмотрены в разделе 5 «Ответственность сторон» типового договора аренды нежилого помещения, утвержденного Постановлением главы г. Твери от 09.12.2003 № 2951.

2. Провести инвентаризацию расчетов по арендной плате за нежилые помещения с арендаторами, которым были предоставлены льготы по арендной плате в 2009 – 2010 годах, и доначислить арендную плату за нежилые помещения по тем помещениям, которые были переданы арендаторами в субаренду.

3. Усилить контроль за объектами, переданными арендаторами муниципального имущества в субаренду, в том числе по арендаторам, которым были предоставлены льготы.

4. Рассмотреть вопрос об ответственности виновных должностных лиц Департамента УИ и ЗР за выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения.