Title

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по результатам экспертно-аналитического мероприятия

«Обследование использования средств городского бюджета,

направленных на оплату судебных издержек и исполнение

судебных решений за 2015 год и текущий период 2016 года»

(отчет утвержден решением коллегии КСП города Твери 23.12.2016)

Настоящий отчет подготовлен во исполнение статьи 16 Положения о контрольно-счетной палате города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 06.12.2006 № 281.

Проверка осуществлялась в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты города Твери (далее – КСП города Твери) на 2016 год, утвержденный председателем КСП города Твери 21.12.2015 .

Объекты ЭАМ:

- Департамент финансов администрации города Твери;

- Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери;

- Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери;

- Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери.

-

Анализируемый период: 2015 год и текущий период 2016 года (на 01.07.2016).

По результатам ЭАМ установлено следующее:

1. В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации установлены главой 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Исполнение судебных актов по ответственности муниципальной казны осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (п. 5. ст. 242.2 БК РФ).

3. Частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определен порядок взысканий на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решений налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов с бюджетных учреждений. При этом, должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.

4. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета (к муниципальному образованию, по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений) производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), условия и порядок исполнения которых определены, соответственно, ст. 242.2 и ст. 242.5 Главы 24.1. БК РФ.

5. В соответствии с Постановлением администрации города Твери от 28.12.2010 № 2783 утвержден Порядок ведения учета, исполнения и хранения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства казны города Твери, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, и иных документов, связанных с их исполнением.

Для ведения учета и осуществления хранения исполнительных документов и документов, связанных с их исполнением, в департаменте финансов администрации города Твери ведется журнал учета и регистрации исполнительных документов.

При этом, форма представленных книг регистрации исполнительных листов за 2015 и 1-ое полугодие 2016 года, не соответствует форме журнала учета и регистрации исполнительных листов, утвержденной вышеуказанным порядком.

6. Бюджетные ассигнования на исполнение судебных решений утверждены в бюджете города Твери по расходам на непрограммную деятельность (целевая статья 70 3 09 00000 «Расходы на судебные издержки и исполнение судебных решений») решениями Тверской городской Думы:

- на 2015 год - от 24.12.2014 № 465 «О бюджете города Твери на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в ред. от 07.12.2015 № 306) в сумме 26 205,8 тыс. руб.;

- на 2016 год (по состоянию на 01.07.2016) - от 23.12.2015 № 316 «О бюджете города Твери на 2016 год» (в ред. от 30.06.2016 № 182) в сумме 216 204,2 тыс. руб., что на 189 998,4 тыс. руб., или в 8 раз больше, чем утверждено на 2015 год. По состоянию на 1 декабря 2016 года утверждено в сумме 223 733,2 тыс. руб.

При этом, первоначально бюджетные ассигнования на оплату судебных издержек и исполнение судебных решений утверждены в размере:

Ø на 2015 год:

- 11 652,0 тыс. руб., внесено изменений в количестве 3-х раз, в результате бюджетные ассигнования увеличились на 14 553,8 тыс. руб., или в 2,2 раза.

Ø на 2016 год

- 216 204,2 тыс. руб. По состоянию на 01.12.2016 года изменения вносились дважды, в результате бюджетные ассигнования увеличились на 7 529,0 тыс. руб., или на 3,5%.

7. Фактические расходы бюджета города на исполнение судебных решений и судебных издержек составили 238 520,2 тыс. руб., в том числе:

- за 2015 год – 52 999,0 тыс. руб., в том числе:

- 24 442,1 тыс. руб. – по целевой статье расходов 70 3 09 00000 «Расходы на судебные издержки и исполнение судебных решений», или 93,3 % от утвержденных бюджетных ассигнований (26 205,8 тыс. руб.);

- 28 556,9 тыс. руб. по иным целевым статьям расходов.

- за 1-ое полугодие 2016 года – 185 521,2 тыс. руб., в том числе:

- 178 609,9 тыс. руб., по целевой статье расходов 70 3 09 00000 «Расходы на судебные издержки и исполнение судебных решений», или 82,6 % от утвержденных бюджетных ассигнований по состоянию на 01.07.2016 года (216 204,2 тыс. руб.);

- 6 911,3 тыс. руб. - по иным целевым статьям расходов.

При этом, в отчетах администрации города Твери об исполнении бюджета города (ежемесячная, квартальная, годовая отчетность и оперативная отчетность) за 2015 и 1-ое полугодие 2016 г.г. отражена не вся информация о расходах бюджета города, направленных на судебные издержки и исполнение судебных решений, а только по целевой статье расходов 70 3 09 00000 «Расходы на судебные издержки и исполнение судебных решений».

8. Расходы бюджета города на исполнение судебных решений в 2016 году увеличились по сравнению с 2015 годом на 132 522 тыс. руб., или в 3,5 раза. Рост обусловлен, прежде всего, исполнением следующих исполнительных листов:

Ø ФС № 006327718 от 24.08.2015 по делу № А66-13264/2013 (взыскатель – ООО «АСВ СТРОЙ», ответчик - департамент архитектуры и строительства администрации города Твери) на сумму 124 775,2 тыс. руб., в том числе:

- 113 209,68 тыс. руб. - задолженность за выполненные работы по муниципальному контракту от 18.06.2012 № 0136300021712000316 по объекту «Капитальный ремонт аварийного автодорожного моста через реку Волга в г. Твери (Восточный мост)»;

- 11 365,52 тыс. руб. - неосновательное обогащение;

- 200,00 тыс. руб. - госпошлина.

Ø ФС № 009190078 от 23.11.2015 по делу № 2-106/2015 (взыскатель – Б.Э.Н. (физическое лицо, по соглашению об уступке права требования), ответчик - казна города Твери в лице департамента финансов администрации города Твери) на сумму 18 372,79 тыс. руб., в том числе:

- 15 372,38 тыс. руб. задолженность за работы по разработке ПСД по рекультивации санкционированной свалки муниципального образования г. Тверь, выполненные ООО «Тепломодуль»;

- 2 963,41 тыс. руб. – неустойка согласно условиям муниципального контракта;

- 30,00 тыс. руб. – госпошлина;

- 7,00 тыс. руб. – судебные издержки.

Кроме того, по мировому соглашению, заключенному 08.02.2016 между ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» (Истец) и Департаментом архитектуры и строительства администрации города Твери (Ответчик), по состоянию на 01.07.2016 перечислена часть задолженности - 24 124,5 тыс. руб. – за выполненные работы стадии «Проектная документация» по муниципальному контракту от 01.03.2013 № 036200003612005397 на проектирование объекта «Строительство мостового перехода через реку Волга в г. Твери (Западный мост)», при сумме фактической задолженности – 48 311,16 тыс. руб.

9. Наибольший объем средств бюджета города при исполнении судебных актов (включая мировые соглашения) и решений налогового органа был направлен на погашение кредиторской задолженности за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы всего 208 393,17 тыс. руб., в том числе:

- 42 986,9 тыс. руб., или 81,1 % от общей суммы расходов по исполнительным документам и решениям налогового органа - за 2015 год;

- 165 406,27 тыс. руб., или 89,2 % - за 1-ое полугодие 2016 года.

Кроме того, средства бюджета были направлены за анализируемый период на оплату:

- судебных издержек всего 1 062,87 тыс. руб., в том числе:

- 2015 год - 688,49 тыс. руб. (1,3 %);

- 1-ое полугодие 2016 года - 374,38 тыс. руб. (0,2 %).

- неосновательного обогащения всего 17 463,77 тыс. руб., в том числе:

- 2015 год - 2 289,19 тыс. руб. (4,3 %);

- 1-ое полугодие 2016 года - 15 174,58 тыс. руб. (8,2 %).

- процентов за пользование чужими денежными средствами всего 879,15 тыс. руб., в том числе:

- 2015 год - 642,33 тыс. руб. (1,2 %);

- 1-ое полугодие 2016 года - 236,82 тыс. руб. (0,1%).

- госпошлины всего 955,4 тыс. руб., в том числе:

- 2015 год - 489,40 тыс. руб. (0,9);

- 1-ое полугодие 2016 года - 466,00 тыс. руб. (0,3%).

- иных взысканий (убытки, задолженность по заработной плате при увольнении работников, моральный вред, материальный ущерб, и др.) всего 5 315,67 тыс. руб., в том числе:

- 2015 год - 5 037,00 тыс. руб. (9,5 %);

- 1-ое полугодие 2016 года - 278,67 тыс. руб. (0,1 %).

- неустойки (пени) за неисполнение условий муниципальных контрактов (договоров) всего 3 175,56 тыс. руб., в том числе:

- 2015 год – 203,52 тыс. руб. (0,4 %);

- 1-ое полугодие 2016 года - 2 972,04 тыс. руб. (1,6 %).

- взысканий по решениям налогового органа (задолженность по налогам, пени, штрафы) всего 1 274,67 тыс. руб., в том числе:

- 2015 год - 662,17 тыс. руб. (1,3 %);

- 1-ое полугодие 2016 года - 612,5 тыс. руб., (0,3 %).

Таким образом, рост взысканий кредиторской задолженности сопровождается ростом взысканий неосновательного обогащения.

10. Основной причиной возникновения судебных споров являлось:

- ненадлежащее выполнение муниципальными заказчиками обязательств по оплате за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары по обстоятельствам нарушения подрядчиками (поставщиками) сроков выполнения работ, окончания срока действия контрактов и переходом задолженности по оплате работ (услуг, товаров) на следующий финансовый год, не подписания актов выполненных работ по причине разногласий по качеству и объемам выполненных работ.

Доводы Ответчиков (администрация города Твери и ее структурные подразделения) об отсутствии утвержденных бюджетных ассигнований в текущем финансовом году отклонены судом, как не имеющие правового значения применительно к правилам статьи 309 Гражданского кодекса РФ.

Статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает взыскание неустойки - определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно пункту 6.1. Порядка учета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета города Твери, утвержденного Постановлением Главы администрации города Твери от 15.02.2010 № 283, принятые на учет и не завершенные в текущем финансовом году бюджетные обязательства подлежат переучету в следующем финансовом году за счет бюджетных ассигнований нового года.

11. Наибольший объем кредиторской задолженности, взысканной по проанализированным решениям суда всего на сумму 165 137,35 тыс. руб. (2015 год – 25 156,71 тыс. руб., 1-ое полугодие 2016 года – 139 980,64 тыс. руб.), приходится на следующие структурные подразделения администрации города:

Ø За 2015 год:

- департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери - 12 520,10 тыс. руб., или 49,8% от кредиторской задолженности, взысканной по решениям суда;

- департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери - 3 262,34 тыс. руб., или 12,9% от кредиторской задолженности, взысканной по решениям суда;

- департамент благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери - 1 814,02 тыс. руб., или 7,2% от кредиторской задолженности, взысканной по решениям суда;

- департамент архитектуры и строительства администрации города Твери - 966,59 тыс. руб., или 3,8% от кредиторской задолженности, взысканной по решениям суда.

Ø За 1-ое полугодие 2016 года:

- департамент архитектуры и строительства администрации города Твери - 113 209,68 тыс. руб., или 80,9% от кредиторской задолженности, взысканной по решениям суда;

- департамент благоустройства и потребительского рынка администрации города Твери - 15 372,38 тыс. руб., или 10,9% от кредиторской задолженности, взысканной по решениям суда - (взыскано с муниципальной казны в лице департамента финансов администрации города Твери);

- департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - 3 740,55 тыс. руб., или 2,7 % от кредиторской задолженности, взысканной по решениям суда;

- департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери - 2 332,20 тыс. руб., или 1,7 % от кредиторской задолженности, взысканной по решениям суда.

- департамент потребительского рынка и рекламы администрации города Твери – 680,15 тыс. руб., или 0,5 % от кредиторской задолженности, взысканной по решениям суда

12. Учитывая вышеизложенное:

v Расходы бюджета города на исполнение судебных решений в 2016 году увеличились к уровню 2015 года на 132 522 тыс. руб., или в 3,5 раза. Так, за 2015 год они составили 53 млн. руб., за 1-ое полугодие 2016 – 186 млн. руб. Рост обусловлен, прежде всего, исполнением судебных решений по «Восточному мосту», проекту рекультивации санкционированной свалки и «Западному мосту» (мировое соглашение).

v Из проанализированных 47 исполнительных документов (исполнительные листы, исполнительные акты) на сумму 199 862,65 тыс. руб. (84% от всех расходов на исполнение судебных решений за анализируемый период) (2015 год – 41 361,13 тыс. руб., 1-ое полугодие 2016 года – 158 501,52 тыс. руб.) уплачено из бюджета города:

- в виде судебных расходов (госпошлина, судебные издержки, проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка, иные взыскания, экспертиза в ходе судебного спора) 8 536,89 тыс. руб., или 4,3% от всех взысканий (2015 год – 2 893,28 тыс. руб.; 1-ое полугодие 2016 – 5 643,61 тыс. руб., что являлось дополнительной нагрузкой на бюджет города;

- неосновательного обогащения – 24 802,76 тыс. руб. (2015 год – 9 925,49 тыс. руб., 1-ое полугодие 2016 года - 14 877,27 тыс. руб.).

При этом, причинами исков по взысканию из бюджета города неосновательного обогащения являлись:

- стоимость дополнительных работ, выявленных при выполнении работ по муниципальным контрактам. Всего взыскано из бюджета неосновательного обогащения – 19 361,35 тыс. руб., в том числе:

- 2015 год - 7 995,83 тыс. руб.;

- 1-ое полугодие – 2016 - 11 365,52 тыс. руб.

- неоднократное начисление процентов на фиксированную сумму, равную выкупной цене объекта без учета уменьшения ее на суммы платежей, подлежащих внесению в период рассрочки (по договорам купли – продажи недвижимого имущества в рамках Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Всего взыскано неосновательного обогащения – 4 579,71 тыс. руб., в том числе:

- 2015 год - 1 929,66 тыс. руб.;

- 1-ое полугодие 2016 - 2 650,05 тыс. руб.

- взимание платы за пользование земельным участком по договору аренды нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме. Взыскано неосновательного обогащения - 861,7 тыс. руб. (1-ое полугодие 2016 года).

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия рассмотрен коллегией контрольно-счетной палаты и утвержден с принятием следующих решений:

1. Направить отчет Главе города Твери, Главе администрации города Твери, Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

2. В целях устранения выявленных недостатков, направить представления: администрации города Твери, департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

Отчет КСП рассмотрен на заседании Тверской городской Думы, решение от 20.02.2017 № 44.