ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по результатам экспертно-аналитического мероприятия

«Анализ исполнения отдельных мероприятий муниципальной программы города Твери «Социальная поддержка населения города Твери» на 2015 - 2020 годы за 2015 год и текущий период 2016 года»

(отчет утвержден решением коллегии КСП города Твери 01.11.2016)

Настоящий отчет подготовлен во исполнение статьи 16 Положения о контрольно-счетной палате города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 06.12.2006 № 281.

ЭАМ осуществлялась в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты города Твери (далее – КСП) на 2016 год, утвержденным председателем КСП 21.12.2015 (раздел 2).

Объект ЭАМ:Управление социальной политики администрации города Твери (далее – Управление социальной политики).

Анализируемый период:2015 год и текущий период 2016 года

По результатам ЭАМ установлено следующее:

1. В соответствии с Положением об оказании адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, зарегистрированным в городе Твери, утвержденным решением ТГД от 08.07.2010 № 227(Положение от 08.07.2010 № 227) определены следующие виды адресной социальной помощи:

- денежные средства;

- натуральная помощь (товары первой необходимости: одежда, обувь, моющие средства и т.п.);

- социально-бытовые услуги (помывка в бане, душевых павильонах; санобработка жилого помещения и /или самого гражданина (семьи) и др. виды услуг);

- приглашения для участия в социально-значимых мероприятиях, билеты в учреждения социально-культурной сферы (театр, филармонию, цирк, музеи и т.д.).

2.На учете в управлении социальной политики администрации города состояло малоимущих граждан:

- 2013 год - 4 451 чел., или 1,1 % от численности населения г. Твери (408,9 тыс. чел.);

- 2014 год - 3 868 чел., или 0,9 % от численности населения г. Твери (411,0 тыс. чел.);

- 2015 год - 5 554 чел., или 1,3 % от численности населения г. Твери (414,0 тыс. чел.).

3. С целью повышения уровня социальной защищенности граждан города Твери, улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями разработана МП «Социальная поддержка населения города Твери» на 2015-2020 годы. Программа утверждена постановлением администрации города Твери от 30.10.2014 № 1390 (в ред. от 13.05.2016 № 838) в объеме 421 945,3 тыс. руб., в том числе:

- 2015 год – 82 202,3 тыс. руб.;

- 2016 год – 80 416,0 тыс. руб.

В рамках настоящего ЭАМ были охвачены такие виды социальной поддержки как:

- оказание адресной социальной помощи в денежном виде всем категорияммалоимущих граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной и экстремальной ситуациях;

- оказание адресной социальной помощи в натуральном виде социально уязвимым категориям граждан;

- иные виды социальной поддержки;

- предоставление грантов некоммерческим организациям.

Объем средств, охваченных настоящим ЭАМ– 18 323,6тыс.руб.(средства бюджета города),в том числе:

– 2015 год - 16 435,9 тыс. руб.;

– 2016 год (на 01.06.2016) - 1 887,7 тыс. руб.

4.В рамках МП «Социальная поддержка населения города Твери» на 2015-2020 годы в 2015 году адресную социальную помощь получили:

-в денежном виде - 175 малоимущих граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной и экстремальной ситуациях, что составляет 116,7 % от утвержденного показателя (150 чел.).

- в натуральном виде - 4 597 человек, что составляет 110,7 % от утвержденного показателя (4 154 чел.).

- в иных видах социальной поддержки - 4 728 чел., что составляет 100,3 % от утвержденного показателя (4 714 чел.).

4.1.Фактические расходы на оказание адресной социальной помощив денежном виде составили:

в 2015 году:

1 128,0 тыс. руб., или 100 % от утвержденных бюджетных ассигнований,что на 130,0 тыс. руб., или на 13,0% больше, чем в 2014 году (998,0 тыс. руб.).

Помощь оказана175 чел., что составило 116,7 % от утвержденного показателя (150 чел.), или 94,1 % от числа обратившихся за помощью (186 чел.), и на 43 чел., или на 32,6% больше, чем в 2014 году(132 чел.).

в 2016 году ( на 01.06.2016):

464,0 тыс. руб., или 46,4 % от утвержденных бюджетных ассигнований на год (1 000,0 тыс. руб.). Помощьоказана 64 чел., что составило 50,8 % от утвержденного показателя (126 чел.), или 88,9 % от числа обратившихся за помощью (72 чел.).

Средний размер адресной социальной помощи в денежном виде гражданам, зарегистрированным в городе Твери, составил:

2014 год - 7,56 тыс. руб., или 100,8 % от утвержденного показателя (7,50 тыс. руб.);

2015 год - 6,44 тыс. руб., или 85,6 % от утвержденного показателя (7,52 тыс. руб.);

2016 год (на 01.06.2016) - 7,25 тыс. руб.или 91,3 % от утвержденного показателя (7,94 тыс. руб.).

При этом рост численности получателей социальной помощи от утвержденного на 2015 год показателя составил 25 чел.

4.2. Фактические расходы на оказание адресной социальной помощи в натуральном виде социально уязвимым категориям граждансоставили:

2015 год- 2 676,5 тыс. руб., или 95,6% от утвержденных бюджетных ассигнований (2 800,0 тыс. руб.),что на 189,9 тыс. руб., или 7,6% больше, чем в 2014 году (2 486,6 тыс. руб.).

2016 год (на 01.06.2016) - 437,4 тыс. руб., или 16,2% от утвержденных бюджетных ассигнований на год (2 700,0 тыс. руб.).

Различные виды адресной помощи в натуральном виде получили:

в 2015 году:

- 1622 семьи, или 80% состоящих на учете семей (2 031 семья) -наборы продуктов питания в количестве 4 052 набора;

- 1 379 семей вещевую помощь в количестве 4 765 единиц;

- 542 семьи 700 наборов бытовой химии.

Всего в 2015 году адресная помощь в натуральном виде предоставлена 4 597 чел., что на 10,7 % больше утвержденного показателя (4 154 чел.) и на 379 чел., или на 9 % больше, чем в 2014 году.

в 2016 году(на 01.06.2016) 945 семей получили наборы продуктов питания в количестве 998 наборов.

Стоимость продуктового набора составила:

- 2015 год - от 396 руб. до 364,80 руб.;

- 2016 год (на 01.06.2016) - 281,71 руб.

Состав продуктового наборав 2015 году состоял из 8 компонентов, в 2016 году - из 6. Из состава продуктового набора в 2016 году исключены говядина тушеная (0,325 кг) и рыбные консервы (0,250 кг), уменьшен объем муки пшеничной с 2 кг до 1кг.

Стоимость набора бытовой химии составила:

- 2015 год - от 267,07 руб. (I квартал) до 159,58 руб. (IIIквартал);

- 2016 год (на 01.06.2016) - 147,0 руб.

В условиях роста цен на продукты, товары первой необходимости в 2016 году социальная помощь в виде обеспечения продовольственными наборами социально уязвимых категорий граждан значительно сократилась в части предоставляемого ассортимента и объема.

Учитывая вышеизложенное, оказание адресной социальной помощи как в денежном так и в натуральном виде в целом за 2015 год по сравнению с 2014 годом увеличилось, а именно:

- в денежном виде на сумму 130,0 тыс. руб., или на 13 %;

- в натуральном виде на сумму 189,9 тыс. руб., или на 7,6 %.

При этом средний размер адресной социальной помощи уменьшился по сравнению с 2014 годом с 7,56 тыс. руб. до 6,44 тыс. руб. по причине увеличения количества обратившихся на 43 чел., или на 32,6 %.

Кроме того, стоимость продуктовых наборов также снизилась за счет уменьшения предоставляемого ассортимента и объема. При этом увеличилось количество обратившихся на 379 чел., или на 9 %.

4.3. Фактические расходы по иным видам социальной поддержки(адресная помощь в виде подарочных наборов, билетов в рамках праздничных мероприятий)составили:

- 2015 год - 1 393,5 тыс. руб., или 90,5 % от утвержденных бюджетных ассигнований (1 540,0 тыс. руб.), что на 796,6 тыс. руб., или на 36,4 % меньше уровня 2014 года (2 190,1 тыс. руб.).

- 2016 год (на 01.06.2016) - 86,3 тыс. руб., или 14,1 % от утвержденных бюджетных ассигнований на год (611,0 тыс. руб.).

В бюджете города Твери на реализацию мероприятий МП «Социальная поддержка населения города Твери» на 2015-2020 годы на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 80 416,0 тыс. руб., в том числе:

- 1 000,0 тыс. руб. – на оказание адресной социальной помощи в денежном виде малообеспеченным гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной и экстремальной ситуациях;

- 2 700,0 тыс. руб. – на оказание адресной социальной помощи в натуральном виде социально уязвимым категориям граждан;

- 611,0 тыс. руб. – иные виды социальной поддержки.

Следовательно, объем финансирования адресной социальной помощи по 3-м вышеуказанным видам в целом на 2016 год предусмотрен в меньшем объеме, чем:

- в 2015 году на сумму 1 157,0 тыс. руб., или на 21,2 %;

- в 2014 году на сумму 1 982,1 тыс. руб., или на 31,5 %.

5. Предоставление грантов (субсидий) некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, реализующим проекты в социальной сфере на территории города Твери, регулируетсяПоложением о предоставлении из бюджета города гранта в форме субсидий юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), - производителям товаров, работ, услуг в социальной сфере, утвержденным постановлением администрации города Твери от 03.11.2010 № 2387.

Фактические расходы на предоставление общественным организациям города Твери грантовна реализацию социально-значимых проектов в установленном администрацией города порядке составили:

2015 год - 11 237,9 тыс. руб., или 98,6% к утвержденным бюджетным ассигнованиям (11 400,0 тыс. руб.).

78общественных организаций города Твери, или 100%от утвержденного показателя, получили гранты на реализацию социально-значимых проектов. По сравнению с исполнением 2014 года количество грантополучателей увеличилось на 7 организаций, или на 9,9 %.

2016 год(на 01.06.2016) - 900,0 тыс. руб., или 11 % к утвержденнымбюджетным ассигнованиям (8 100,0 тыс. руб.).

Предоставлены гранты 10 общественным организациям.

6.Установлены финансовые нарушения на сумму 12 137,9 тыс. руб. (в том числе: 11 237,9 тыс. руб. (2015 год), 900,0 тыс. руб. (2016 год)), что составляет 66,2 % от объема охваченных ЭАМ средств и иные нарушения, в том числе:

6.1.В нарушение п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 1 приказа Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223, действующими муниципальными нормативно-правовыми актами не определен Порядок по ведению реестров социально ориентированных НКО – получателей поддержки и хранению представленных ими документов и уполномоченное подразделение по ведению данного реестра.

Финансовая оценка нарушения:

2015 год – 11 237,9 тыс. руб.(сумма договоров о предоставлении грантов за 2015 год);

2016 год(на 01.06.2016)– 900,0 тыс. руб. (сумма договоров о предоставлении грантов за 2016 год).

6.2.В нарушение п. 2.2.4 Положения о предоставлении из бюджета города Твери гранта от 03.11.2010 № 2387, Управление социальной политики заключило 32 из 78-ми, или 41% договоров о предоставлении грантов с нарушением установленных сроков на сумму 4 485,0 тыс. руб., из них:

- 10 договоров были заключены до принятия муниципального правового акта о предоставлении гранта в форме субсидий на сумму 1 740,0 тыс. руб.;

- 22 договора были заключены позже предусмотренного срока на сумму 2 745,0 тыс. руб.

Сумма нарушения учтена в п. 6.1 данного отчета.

6.3.В нарушение п. 5.4. Типовой формы договорао предоставлении гранта в форме субсидий города Твери, утвержденной постановлением администрации города Твери от 03.11.2010 № 2387,управлением социальной политики (Грантодатель) не были предоставлены акты об использовании грантов по выборочно проанализированным договорам о предоставлении грантов.Акты должны подписыватьГрантодатель и Грантополучатель.

Отчет по результатам данного экспертно-аналитического мероприятия рассмотрен коллегией контрольно-счетной палаты и утвержден с принятием следующих решений:

1. Направить отчет Главе города Твери, Главе администрации города Твери, управлению социальной политики администрации города Твери.

2. В целях устранения выявленных недостатков, направить представления: администрации города Твери, управлению социальной политики администрации города Твери.

Отчет КСП рассмотрен на заседании Тверской городской Думы, решение от 07.12.2016 № 403.