ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на благоустройство дворовых (придомовых) территорий многоквартирных жилых домов в рамках реализации программ по поддержке местных инициатив в 2017 году (выборочно)»

(отчет утвержден решением коллегии Контрольно-счетной палаты города Твери протокол № 7 от 06.07.2018)

Настоящий отчет подготовлен во исполнение п. 3 ст. 22 Положения о Контрольно-счетной палате города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 06.12.2006 № 281.

Мероприятие осуществлялось в соответствии с п. 2.2.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Твери (далее - КСП) на 2018 год, утвержденного председателем Контрольно-счетной палаты города Твери 20.12.2017.

Объекты контрольного мероприятия:

1. Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта;

2. Администрация Центрального района города Твери;

3. Администрация Московского района города Твери;

4. Администрация Заволжского района города Твери;

5. Администрация Пролетарского района города Твери.

Проверяемый период: 2017 год.

Объем средств, охваченных при проведении контрольного мероприятия: 16 589,03 тыс. руб. (с НДС).

Результаты мероприятия:

1. Программа поддержки местных инициатив (далее – ППМИ, Программа) является одной из практик инициативного бюджетирования, которые все шире и активнее реализуются в Российской Федерации. В основе инициативного бюджетирования лежит концепция непосредственного вовлечения граждан в решение вопросов местного значения, и, в частности, в решение о выборе приоритетных направлений расходования бюджетных средств на муниципальном уровне, а также последующий контроль за реализацией этих решений.

2. Постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2016 года № 440-пп утверждена государственная программа Тверской области «Управление общественными финансами и совершенствование региональной налоговой политики» на 2017 - 2022 годы». Администратором государственной программы Тверской области определено Министерство финансов Тверской области.

В рамках этой государственной программы предусмотрено выполнение задачи 3 «Вовлечение граждан в бюджетный процесс Тверской области и участие в решении вопросов местного значения муниципальных образований Тверской области», в том числе, путем осуществления мероприятия 3.003 «Осуществление софинансирования программ развития общественной инфраструктуры городских округов Тверской области в рамках Программы поддержки местных инициатив в Тверской области».

Общая концепция проекта ППМИ в Тверской области предусматривает выделение на конкурсной основе субсидий из областного бюджета на реализацию наиболее важных для территорий проектов, направленных на благоустройство и ремонт объектов общественной инфраструктуры поселений, т. е. заявки на участие в ППМИ попадают на конкурсный отбор. Отбор происходит по заранее установленным объективным критериям, в том числе оценивается социальный эффект проекта, вклад местных жителей (денежный и неденежный), привлечение спонсоров, активность участия местных жителей в собрании и т.д. Заявки, набравшие наибольшее число баллов становятся победителями конкурсного отбора и получают право на выделение субсидии из областного бюджета Тверской области.

Типология возможных проектов ППМИ ограничена полномочиями муниципального образования, определенными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: парковки, освещение во дворах, благоустройство придомовых территорий, установка систем видеонаблюдения, детские и спортивные площадки, и др.

3. При подготовке к участию в конкурсе со стороны муниципального образования город Тверь были соблюдены установленные требования к составу документации, срокам подачи заявок, финансовому обеспечению и иным условиям участия проектов в конкурсном отборе.

Все заявленные проекты прошли конкурсный отбор и вошли в Программу по поддержке местных инициатив в Тверской области в 2017 году.

Для реализации в 2017 году в городе Твери проектов в рамках Программы поддержки местных инициатив по результатам конкурса, состоявшегося 17.05.2017, было отобрано 29 проектов, из них:

- в Московском районе - 9 проектов;

- в Центральном - 7 проектов;

- в Заволжском районе – 4 проекта;

- в Пролетарском районе – 9 проектов.

4. В соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством финансов Тверской области и администрацией города Твери (в лице глав районных администраций) о предоставлении и использовании субсидий из областного бюджета на реализацию ППМИ в Тверской области, установлены минимальные объемы финансирования проекта за счет средств бюджета города Твери, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц.

5. Распределение субсидий на реализацию программ по поддержке местных инициатив в Тверской области на территории городских округов Тверской области на 2017 год, в том числе по городу Твери, было утверждено постановлением Правительства Тверской области от 05.07.2017 № 216-пп «Об утверждении распределений субсидий на реализацию программ по поддержке местных инициатив в Тверской области на 2017 год».

На основании решения конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора по предоставлению из областного бюджета Тверской области бюджету города Твери субсидии на реализацию ППМИ от 17.05.2017, решением Тверской городской Думы внесены соответствующие изменения в бюджет города Твери.

6. Первоначальный объем финансирования проектов ППМИ составлял 21 907,98 тыс. руб., который в течение анализируемого периода уменьшился на 3 569,74 тыс. руб., или 16,3 %, в связи с нереализацией 4 проектов в Пролетарском районе в городе Твери:

- 2 проекта были исключены из Программы в связи с неоднократно несостоявшимися конкурентными процедурами и, соответственно, отсутствием подрядчика для выполнения работ;

- 2 проекта исключены в связи с отказом жителей от участия в ППМИ.

На 2017 год общий объем финансирования проектов, реализуемых на территории муниципального образования «город Тверь» в рамках ППМИ, согласованный с Министерством финансов Тверской области, составил 18 338,24 тыс. руб., из них:

- субсидия из областного бюджета на реализацию ППМИ – 7 260,74 тыс. руб. (39,6% от общего объема финансирования);

- средства бюджета города Твери – 7 077,09 тыс. руб. (38,6 % от общего объема финансирования);

- безвозмездные поступления от физических лиц (населения) – 3 343,64 тыс. руб. (18,2 % от общего объема финансирования);

- безвозмездные поступления от юридических лиц – 266,9 тыс. руб. (1,5% от общего объема финансирования);

- безвозмездные поступления от некоммерческих организаций – 389,87 тыс. руб., или 2,1 % от общего объема финансирования (из них 160,0 тыс. руб.- средства на реализацию ППМИ от депутатов Законодательного Собрания Тверской области).

7. Реализация проектов осуществлялась в рамках двух муниципальных программ:

- муниципальной программы города Твери «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери» на 2015 - 2020 годы». Реализовано 10 проектов из 13 проектов прошедших конкурсный отбор;

- муниципальной программы города Твери «Благоустройство города Твери» на 2015 - 2020 годы». Реализовано 15 проектов из 16 проектов прошедших конкурсный отбор.

8. Заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по реализации проектов ППМИ осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Начальная максимальная цена муниципальных контрактов по 25 проектам составила 18 338,24 тыс. руб.

Для выполнения работ по 25 проектам ППМИ было заключено 29 муниципальных контрактов (25 - непосредственно на выполнение работ; 4 - на проверку технической, проектной и сметной документации) на общую сумму 17 172,53 тыс. руб.

Экономия бюджетных средств по результатам проведенных конкурентных процедур составила 1 165,71 тыс. руб. или 6,4 % от начальной максимальной цены муниципальных контрактов.

9. В ходе выполнения муниципальных контрактов, в результате уточнения объемов работ в процессе их выполнения по части проектов изменились объемы финансирования. В соответствие с требованиями п. 46 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета, в заключенные с Министерством финансов Тверской области соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета были внесены изменения путем заключения дополнительного соглашения. В соответствии с заключенными дополнительными соглашениями объем финансирования проектов Программы за счет всех источников составил 16 482,17 тыс. руб.

10. Фактически в 2017 году было реализовано 25 проектов. За выполненные работы за счет всех источников финансирования Подрядчикам перечислено 16 589,03 тыс. руб., том числе:

- субсидия из областного бюджета на реализацию ППМИ – 6 122,35 тыс. руб. (или 36,9 % от общей суммы финансирования);

- средства бюджета города Твери – 6 798,16 тыс. руб. (или 41,0 % от общей суммы финансирования);

- безвозмездные поступления от физических лиц (населения) – 3 034,13 тыс. руб. (или 18,3 % от общей суммы финансирования);

- безвозмездные поступления от юридических лиц – 261,14 тыс. руб. (или 1,6 % от общей суммы финансирования);

- безвозмездные поступления от некоммерческих организаций – 373,25 тыс. руб. (или 2,2 % от общей суммы финансирования) (из них 154,82 тыс. руб. - средства на реализацию ППМИ от депутатов Законодательного Собрания Тверской области).

Заказчиком (администрацией Пролетарского района) не реализованы в полном объеме права, предусмотренные пунктом 9.4. муниципальных контрактов на уменьшение размера оплаты по контрактам на сумму начисленной неустойки (штрафа, пени) в отношении Подрядчика (ООО «САВА ПРОЕКТ»). В следствии чего ведется претензионно-исковая работа по взысканию оставшейся суммы неустойки в размере 106,83 тыс. руб. в счет средств бюджета города, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц и некоммерческих организаций.

11. При реализации в 2017 году проектов ППМИ на территории муниципального образования «город Тверь»:

- удалось достичь заданных результатов с использованием наименьшего объема средств, т.е. принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, достигнут;

- целевой характер использования бюджетных средств подтвержден.

12. Фактический уровень финансирования проектов за счет средств населения в денежной форме составил в 2017 году - 3 034,13 тыс. руб., или 18,3 % от общей суммы финансирования, а с учетом поступлений от юридических лиц и от некоммерческих организаций в денежной форме – 3 668,52 тыс. руб., или 22,1 % от общего объема финансирования.

Кроме непосредственных результатов в виде восстановления муниципальной инфраструктуры, достигнуты важные социальные задачи: рост социальной активности населения, сокращение иждивенческих настроений, рост взаимного доверия населения и власти и пр.

13. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия путем выборочной проверки с элементами сплошной проверки проверено выполнение работ в рамках заключенных муниципальных контрактов и соблюдение подрядчиками своих обязательств по благоустройству дворовых территорий.

В ходе проверки полноты и своевременности выполнения подрядчиками своих обязательств по контрактам установлены типичные нарушения, имеющиеся в сфере строительства и дорожного хозяйства: некачественное выполнение подрядных работ, в том числе несоблюдение установленных норм и требований к производству дорожных работ, выполнение работ в ненадлежащих погодных условиях, несоблюдение договорных сроков сдачи объектов.

Сорваны первоначально установленные сроки по 5 объектам, т. е. по каждому пятому проекту.

Кроме того, выявлены недостатки и нарушения на всех этапах подготовки и реализации проектов, влияющие на эффективность реализации Программы:

- недостаточный уровень работы с населением, приводящий к отказу от участия в ППМИ;

- занижение сметной стоимости работ и, как следствие, отказ потенциальных подрядчиков от выхода на торги;

- формальный строительный контроль.

Отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлен в Тверскую городскую Думу, Главе города Твери, объектам проверки.

Предложено:

Администрации города Твери:

Выступить с законодательной инициативой по принятию Закона Тверской области, определяющего основные правила инициативного бюджетирования на территории Тверской области.

На основе анализа результатов реализации в период 2016-2017 годов проектов ППМИ разработать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение контроля по соблюдению администрациями районов в городе требований к оформлению документов (заявки на участие в конкурсном отборе, протокола собрания граждан и пр.), составу конкурсной документации, установленных приказом Министерства финансов Тверской области от 19.02.2016 № 3-нп «Об отдельных вопросах реализации программ по поддержке местных инициатив в Тверской области и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства финансов Тверской области».

Администрациям районов в городе Твери:

- усилить работу по вовлечению в процесс принятия решения об участии в ППМИ как можно большего числа жителей с целью обеспечения принятия решения большинством проживающих на данной территории и минимизации конфликтных ситуаций;

- усилить разъяснительную работу с жителями по вопросам финансирования и реализации проектов в рамках ППМИ, в целях оценки реальных возможностей по участию в финансовом обеспечении проектов;

- обеспечить соблюдение единого подхода к взысканию неустойки с подрядчиков за несвоевременное выполнение работ по муниципальным контрактам вне зависимости от источников финансирования работ;

- наладить надлежащее информационное взаимодействие с подрядчиками по муниципальным контрактам и обеспечить своевременную корректировку положений муниципальных контрактов в случае изменения платежных реквизитов и адресов сторон контракта.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты города Твери (протокол от 06.07.2018 № 7), рассмотрен на заседании Тверской городской Думы, решение от 02.11.2018 № 258.