ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия

«Анализ использования средств бюджета города Твери, направленных в 2019 году на реализацию мероприятий задачи 2 «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам» муниципальной программы «Содействие экономическому развитию города Твери» на 2019-2024 годы в части предоставления субсидий субъектам предпринимательства»

Контрольно-счетная палата города Твери (далее – КСП) в соответствии со ст. 12 Положения о КСП, утвержденного решением Тверской городской Думы от 06.12.2006 № 281, п. 2.2.2 Плана деятельности КСП на 2020 год провела экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ использования средств бюджета города Твери, направленных в 2019 году на реализацию мероприятий задачи 2 «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам» муниципальной программы «Содействие экономическому развитию города Твери» на 2019-2024 годы в части предоставления субсидий субъектам предпринимательства».

Цели экспертно-аналитического мероприятия (далее – ЭАМ): оценка законности, и обоснованности использования средств бюджета города Твери, направленных в 2019 году на реализацию мероприятий задачи 2 «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам» муниципальной программы «Содействие экономическому развитию города Твери» на 2019-2024 годы в части предоставления субсидий субъектам предпринимательства.

Объект экспертно-аналитического мероприятия: департамент экономического развития Администрации города Твери.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее:

1. В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) содействие развитию малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения городского округа и включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, при этом в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ оказание органами местного самоуправления финансовой поддержки субъектам МСП может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП.

Полномочия по содействию развитию малого и среднего предпринимательства отнесены в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 41 Устава города Твери к компетенции Администрации города Твери.

Уполномоченным структурным подразделением по созданию, реализации и совершенствованию организационных механизмов и мер, направленных на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, является департамент экономического развития Администрации города Твери (п. 2.18 Положения о департаменте экономического развития Администрации города Твери, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 20.12.2017 № 1708).

2. В 2019 году реализация мер поддержки субъектов МСП в городе Твери в виде предоставления финансовой поддержки осуществлялась в рамках реализации задачи 2 «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам» подпрограммы 2 «Малое и среднее предпринимательство» муниципальной программы «Содействие экономическому развитию города Твери» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Администрации города Твери от 18.01.2019 № 29 (далее - муниципальная программа «Содействие экономическому развитию города Твери» на 2019 - 2024 годы, муниципальная программа).

Расходы бюджета города Твери на реализацию мероприятий подпрограммы 2 «Малое и среднее предпринимательство» муниципальной программы «Содействие экономическому развитию города Твери» на 2019-2024 годы в соответствии с п. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 17.2.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, отражены по подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» раздела 0400 «Национальная экономика».

В соответствии с п. 22 решения Тверской городской Думы от 21.12.2018 № 307 «О бюджете города Твери на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» из бюджета города Твери в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляются субсидии:

- начинающим субъектам предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка);

- субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам (займам);

- на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями;

- субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части стоимости присоединения и (или) подключения к сетям: электрическим, газораспределительным, водопровода и канализации;

- субъектам малого и среднего предпринимательства для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

Порядки предоставления субсидий субъектам МСП из бюджета города Твери в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее – Порядок № 563 и Порядок № 605), утверждены постановлениями Администрации города Твери.

Бюджетные ассигнования на выполнение в 2019 году задачи 2 «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам» подпрограммы 2 «Малое и среднее предпринимательство» муниципальной программы «Содействие экономическому развитию города Твери» на 2019 - 2024 годы предусмотрены в бюджете города Твери на 2019 год в сумме 2 100,0 тыс. руб. или 42,1 % об общего объема финансирования муниципальной программы (решение Тверской городской Думы от 21.12.2018 № 307 «О бюджете города Твери на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»). Финансовую поддержку планировалось оказать 12-ти субъектам МСП.

Решением Тверской городской Думы от 05.12.2019 № 243 «О внесении изменений в решение Тверской городской думы от 21.12.2018 № 307 «О бюджете города Твери на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по предоставлению субсидий субъектам МСП сокращены на 1 300,0 тыс. руб. и составили 800,0 тыс. руб. или 14,4 % от общего объема финансирования муниципальной программы. Сокращение бюджетных ассигнований осуществлялось по инициативе Администрации города Твери по причине невостребованности до конца финансового года первоначально предусмотренного объема средств в связи с окончанием 01.11.2019 сроков приема заявок на получение субсидий субъектами МСП, средства перераспределены на другие нужды городского хозяйства.

Бюджетные ассигнования направлены:

- 200,0 тыс. руб. – на выполнение мероприятия 2.04 «Предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями»;

- 600,0 тыс. руб. – на выполнение мероприятия 2.06 «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)».

В пределах утвержденных бюджетных ассигнований в 2019 году финансовую поддержку планировалось оказать 4-м субъектам МСП.

Фактический объем бюджетных ассигнований, направленных на реализацию в 2019 году мероприятий задачи 2 подпрограммы 2, составил 600,0 тыс. руб. или 75,0 % от утвержденных назначений, при этом:

- мероприятие 2.04 «Предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями» – не исполнено в полном объеме, в связи с тем, что подана только заявка ООО «Тверской завод коммунального машиностроения», признанная по результатам рассмотрения не соответствующей категориям и критериям Порядка № 563;

- мероприятие 2.06 «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)» - исполнено в полном объеме, 3 субъекта МСП получили субсидии на общую сумму 600,0 тыс. руб. (порядок предоставления данного вида субсидии утвержден постановлением Администрации города Твери от 18.05.2017 № 605).

3. Анализ Порядка № 563 и Порядка № 605 выявил, что утвержденные Порядки не в полной мере соответствуют:

- «Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887;

- статье 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), пункту 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02 2010 № 96.

4. При проверке соблюдения условий предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства установлено следующее:

4.1. В нарушение сроков исполнения мероприятий, предусмотренных планом реализации в 2019 году муниципальной программы города Твери «Содействие экономическому развитию города Твери» на 2019-2024 годы, утвержденным распоряжением Администрации города Твери от 28.03.2019 № 108, информационное сообщение о начале приема департаментом экономического развития Администрации города Твери заявок на предоставление субсидий субъектам МСП размещено на официальном сайте Администрации города Твери 05.08.2019, т.е. по истечении 7-ми месяцев с начала финансового года и менее чем за 3 месяца до окончания срока приема Заявок.

Первые поступившие заявки на получение субсидии зарегистрированы лишь в сентябре 2019 года; заседания комиссии проводились в период с 16.09.2019 по 06.12.2019; выдача субсидий началась 13.12.2019, что является нарушением утвержденного Плана реализации муниципальной программы.

4.2. В 2019 году поступило 8 заявок от субъектов МСП на оказание финансовой поддержки за счет средств бюджета города Твери.

Проверка поступивших документов по 7-ми зарегистрированным заявкам осуществлена департаментом экономического развития в установленный срок.

Проверка поступивших документов по одной зарегистрированной заявке - ООО «Тверской завод коммунального машиностроения» - и подготовка заключения департаментом экономического развития произведена с нарушением установленного срока на 2 рабочих дня, что является нарушением п. 2.3.1 Порядка № 563.

Сроки и порядок рассмотрения поступивших в Комиссию по рассмотрению документов на получение субсидий субъектами МСП заключений и заявок Получателей субсидий, установленные пунктами 2.6, 2.7 Порядка № 563 и Порядка № 605, соблюдены.

По результатам рассмотрения Комиссией 8-ми поступивших заявок и предоставленных документов по 5-ти заявкам принято решение об отказе в предоставлении субсидий. По 3-м заявкам (2 из них поданы повторно - ООО «ЭкогеосПром» и ООО «Тверской бульвар») принято решение о предоставлении субсидий. Субсидии предоставлены в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

4.3. Решения, принятые на заседаниях Комиссии, оформлены протоколами № 2 от 07.10.2019, № 3 от 08.11.2019, № 4 от 06.12.2019.

При этом протоколы № 2 от 07.10.2019, № 3 от 08.11.2019 оформлены с соблюдением требований п. 2.11 Порядка № 563 и Порядка № 605.

Протокол № 4 от 06.12.2019 оформлен с нарушением требований п. 2.11 Порядка № 563, а именно: отсутствуют подписи 2-х членов Комиссии.

Кроме того, резолютивная часть принятого Комиссией по итогам данного заседания решения не в полной мере соответствует повестке заседания и поступившей заявке: согласно протоколу в повестку заседания Комиссии включена заявка ООО «ТверьКоммаш» на предоставление субсидий субъектам МСП для возмещения части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями. Заявка ООО «ТверьКоммаш» (№ 7 от 31.10.2019) также подана на получение субсидии указанного вида.

В вынесенном Комиссией решении идет речь об отказе в «предоставлении субсидии для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)», что является нарушением пунктов 1.1, 2.7 Порядка № 563.

Выписки из протоколов заседаний Комиссии размещены на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

При этом 2 из 3-х протоколов (№ 2 от 07.10.2019, № 3 от 08.11.2019) размещены за пределами установленного срока размещения, что является нарушением требований п. 2.11 Порядка № 605:

- протокол № 2 от 07.10.2019 - на 2 рабочих дня;

- протокол № 3 от 08.11.2019 - на 1 рабочий день.

4.4. С субъектами МСП, в отношении которых Комиссией принято положительное решение о предоставлении субсидии (ООО «Тверской бульвар», ООО «ЭкогеосПром», ООО «Афанасий») департаментом экономического развития заключены соглашения о предоставлении субсидии.

Срок заключения Соглашений, установленный п. 2.13 Порядка № 605 (5 рабочих дней с момента утверждения муниципального правового акта о предоставлении субсидии), соблюден.

Форма заключенных Соглашений соответствует типовой форме.

ООО «Афанасий» средства субсидии перечислены платежным поручением № 833 от 09.12.2019, средства списаны со счета 16.12.2019 с превышением установленного срока на 1 рабочий день, что является нарушением п. 2.15 Порядка № 605.

Сведения о Получателях субсидии внесены в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки за 2019 год значительно раньше срока принятия муниципального правового акта о предоставлении субсидии субъектам МСП, что является нарушением п. 2.16 Порядка № 605.

4.5. Нарушений получателями субсидий условий, установленных при предоставлении субсидии, а также предоставление субсидий субъектам МСП в суммах, превышающих предельный размер субсидий, в ходе экспертно-аналитического мероприятия не установлено.

4.6. Субъекты МСП, получившие в 2019 году субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования, представили в департамент экономического развития отчеты по утвержденной форме о достижении значений показателей результативности в установленный срок, т.е. до 10.04.2020.

Из 3-х субъектов МСП, получивших в 2019 году из бюджета города Твери субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования, плановые показатели результативности, установленные в Соглашениях, в полном объеме в 2019 году достигнуты только 1-м - ООО «ЭкогеосПром».

ООО «Тверской бульвар» и ООО «Афанасий» за 2019 год не смогли достигнуть установленные показатели результативности по росту доходов от основного вида деятельности, однако перевыполнили показатели результативности по среднесписочной численности работающих на 5 человек (+ 55,5 %) и 13 человек (+ 15,7 %), соответственно.

При этом следует отметить, что в соответствии с условиями Соглашений, заключенных с получателями субсидий, плановые значения показателей результативности по росту доходов от основного вида деятельности и сохранения и (или) роста среднесписочной численности работающих (наемных работников) у получателя субсидии установлены в расчете на 3 года (2019-2021 годы).

При этом Порядком № 605 не предусмотрено предоставление отчетности о достижении показателей результативности в течение 3-хлетнего периода, включая год предоставления субсидии, также не предусмотрено применение каких-либо санкций за недостижение данных показателей в течение какого-либо одного из годов данного периода.

Возврат денежных средств в соответствии с п. 4.3 Порядка № 605 осуществляется в случае недостижения Получателем субсидии показателей результативности в отчетном периоде. При этом понятия «отчетный период» Порядок № 605 не содержит. В связи с чем не ясно, что служит основанием для возврата средств субсидии в бюджет города Твери – недостижение показателей результативности по истечении 3-хлетнего периода в целом или в каком-либо одном году из 3-х отчетных, а также является ли недостижение одного из установленных показателей основанием для возврата средств субсидии.

Подобная широта дискреционных полномочий, а именно: отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, относятся к коррупциогенным факторам.

Следует учитывать, что в условиях изменившейся в 2020 году экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и введенными на этом фоне ограничениями, установленные до указанных событий показатели результативности в 2020-2021 годах возможно не будут достигнуты.

Целесообразность оценки результативности предоставления субсидии в течение 3-хлетнего периода (год предоставления субсидии и последующих 2 года, следующие за годом предоставления субсидии) в условиях стремительно меняющейся экономической ситуации вызывает сомнения.

По результатам проведенного ЭАМ, в целях устранения выявленных недостатков, КСП даны предложения (рекомендации) Администрации города Твери и департаменту экономического развития.

Результаты ЭАМ направлены: в Тверскую городскую Думу, Главе города Твери, в департамент экономического развития.

По результатам рассмотрения отчета Администрация города Твери проинформировала КСП о том, что замечания и предложения, изложенные в отчете и касающиеся организации деятельности Администрации города Твери, учтены. Департаментом экономического развития разработаны проекты постановлений о внесении изменений в Порядок № 563 и Порядок № 605.

Отчет о результатах ЭАМ утвержден Коллегией КСП города Твери (протокол от 14.08.2020 № 6), рассмотрен на заседании постоянного комитета по экономической политике и предпринимательству Тверской городской Думы 27.10.2020. По результатам рассмотрения постоянный комитет решил принять отчет КСП к сведению и поддержать предложения (рекомендации) КСП.