Информационный отчет

Информационный отчет

по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия «Обследование деятельности МАУ «Агентство социально-экономического развития» в части выполнения муниципального задания на 2018 год»

(отчет утвержден решением коллегии Контрольно-счетной палаты города Твери протокол № 12 от 18.12.2018)

Настоящий отчет подготовлен во исполнение пункта 3 статьи 22 Положения о Контрольно-счетной палате города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 06.12.2006 № 281.

Мероприятие осуществлялось в соответствии с п. 2.2.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Твери (далее - КСП) на 2018 год, утвержденного председателем Контрольно-счетной палаты города Твери 20.12.2017.

Объекты экспертно-аналитического мероприятия:

1. МАУ «Агентство социально-экономического развития»;

2. Департамент экономического развития администрации города Твери.

Проверяемый период деятельности: I и II кварталы 2018 года.

Объем средств, охваченных при проведении настоящего экспертно-аналитического мероприятия, составил 2 172,2 тыс. руб.

Финансовая оценка нарушения – 2 172,2 тыс. руб., или 100 % от объема средств, охваченных при проведении ЭАМ.

Результаты мероприятия:

1. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» муниципальное задание для автономного учреждения формирует Учредитель. Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлено, что порядок формирования муниципального задания и его финансового обеспечения определяется местной администрацией.

Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Твери утвержден постановлением администрации города Твери от 30.12.2015 № 2540.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.2017 № 178-ФЗ, согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ формирование муниципального задания с 1 января 2018 года осуществляется на основе общероссийских базовых (отраслевых) перечней услуг, а также федеральных и региональных перечней работ и услуг.

При этом ведомственные перечни услуг и работ при формировании государственного (муниципального) задания на 2018 год не используются.

В нарушение ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные правовые акты администрации города Твери не были приведены в соответствие своевременно. Необходимые изменения в Порядок формирования муниципального задания внесены лишь 8 февраля 2018 года.

2. Муниципальное задание МАУ «АСЭР» в течение первого полугодия утверждалось дважды в связи с реорганизацией Учреждения и соответственно действовало в периоды до и после реорганизации:

- первоначально муниципальное задание МАУ «АСЭР» на оказание муниципальной услуги на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов утверждено постановлением администрации города Твери от 07.02.2018 №146;

- новое муниципальное задание на оказание муниципальной услуги и выполнение работ МАУ «АСЭР» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов утверждено приказом департамента экономического развития администрации города Твери от 16.04.2018 № 31.

Муниципальные задания МАУ «АСЭР» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов в соответствии с ч. 1 ст. 69.2 БК РФ, ст. 12 Положения о бюджетном процессе в городе Твери, содержат:

- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ);

- порядок контроля за исполнением муниципального задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

- требования к отчетности об исполнении муниципального задания.

В нарушение требований ст. 69.2 БК РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 178-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», муниципальные задания МАУ «АСЭР» сформированы на основании Ведомственного перечня муниципальных услуг и работ, утвержденного постановлением администрации города Твери от 17.12.2015.

При этом, МАУ «АСЭР» не включено в ведомственный перечень муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями города Твери, непосредственно подведомственными администрации города Твери.

3. В нарушение п. 2.11 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Твери первоначальное муниципальное задание МАУ «АСЭР» на 2018 год утверждено 07.02.2018 с превышением установленного срока на 18 рабочих дней, т.е. нарушен установленный порядок формирования муниципального задания.

4. Первоначальное муниципальное задание МАУ «АСЭР» на 2018 год, утвержденное постановлением администрации города Твери от 07.02.2018 № 146, предусматривало оказание одной муниципальной услуги «Предоставление информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» в количестве 19 595 единиц обращений за услугой субъектов малого и среднего предпринимательства в год, в том числе, за 6 месяцев (1-е полугодие) – 10000 единиц.

Расчетные значения натуральных норм, необходимых для определения базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги МАУ «АСЭР» рассчитаны департаментом экономического развития администрации города Твери, в соответствии с требованиями Порядка финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 19.07.2016 № 1211.

Размер субсидии, необходимой на оказание муниципальной услуги МАУ «АСЭР» на 2018 год составил 1 044,22 тыс. руб., в том числе, на I-й квартал – 266,45 тыс. руб. на 1-е полугодие – 532,9 тыс. руб.

5. В нарушение пунктов 30-31 «Порядка финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Твери», утвержденного постановлением администрации города Твери от 19.07.2016 № 1211, Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МАУ «АСЭР» в I квартале 2018 года не было заключено, субсидия на выполнение муниципального задания Учреждению не доводилась, что является нарушением финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

6. В связи с произошедшей реорганизацией МАУ «АСЭР», приказом департамента экономического развития администрации города Твери от 16.04.2018 № 31 было утверждено новое муниципальное задание на оказание муниципальной услуги и выполнение работ МАУ «АСЭР» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, предусматривающее выполнение одной услуги и четырех работ.

В нарушение требований п.15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н, и п. 2.14 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 30.12.2016 № 1211, информация о муниципальном задании МАУ «АСЭР» на 2018 год, утвержденном приказом департамента экономического развития администрации города Твери от 16.04.2018 № 31, размещена Учреждением на официальном сайте www.bus.gov.ru с нарушением установленного срока на четыре месяца.

Значения базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов на оказание муниципальной услуги, а также значения нормативных затрат на выполнение работ МАУ «АСЭР» утверждены приказом департамента экономического развития администрации города Твери от 16.04.2018 № 32.

Расчетные значения натуральных норм, необходимых для определения базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги и выполнение работ МАУ «АСЭР», рассчитаны департаментом экономического развития администрации города Твери, в соответствии с требованиями Порядка финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 19.07.2016 № 1211.

7. Субсидия на выполнение муниципального задания для МАУ «АСЭР» по состоянию на 01.05.2018 предусмотрена в бюджете города Твери на 2018 год по подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» в рамках муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Твери» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением администрации города Твери от 20.10.2014 №1320, в размере 4 575,6 тыс. руб., в том числе:

- по задаче «Содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» – в сумме 1 044,2 тыс. руб.;

- по задаче «Создание проектов, способствующих формированию, развитию и продвижению туристского продукта города Твери на российском и международном рынках» - в сумме 3 531,4 тыс. руб.

В связи с утверждением администрацией города Твери в мае 2018 года новой муниципальной программы, по состоянию на 14.06.2018 бюджетные ассигнования в виде субсидии для МАУ «АСЭР» предусмотрены в бюджете города Твери на 2018 год по подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» в рамках двух муниципальных программ в общей сумме 4 575,6 тыс. руб., в том числе:

- 1 044,2 тыс. руб. по задаче «Содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Твери» на 2015-2020 годы;

- 3 531,4 тыс. руб. по задаче «Создание проектов, способствующих формированию, развитию и продвижению туристского продукта города Твери на российском и международном рынках» муниципальной программы города Твери «Содействие развитию туризма в городе Твери» на 2018 - 2023 годы.

8. Между департаментом экономического развития администрации города Твери и МАУ «АСЭР» 14.05.2018 подписано Соглашение б/н о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. Согласно п. 2.1 Соглашения размер субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания составляет 4 566,45 тыс. руб.

Указанные значения объемов финансирования, определенные Соглашением, не соответствуют значениям объемов финансирования, предусмотренным в бюджете города Твери на выполнение муниципального задания МАУ «АСЭР» (отклонение составляет 4 575,6 - 4566,45= 9,15 тыс. руб. или 0,2 % от общей суммы финансирования).

Соглашением определены объемы финансирования муниципального задания по I кварталу 2018 года в объеме 976 050,29 руб.

К началу второго квартала была завершена реорганизация МАУ «АСЭР», в результате которой к Учреждению было присоединено МБУ «Центр инвестиционного развития и туризма города Твери». При этом бюджетные ассигнования в сумме 976 050,29 руб. были израсходованы на выполнение муниципального задания в I квартале ликвидируемым МБУ «Центр инвестиционного развития и туризма города Твери».

При реорганизации учреждений в ходе выполнения приемопередаточных процедур была произведена передача кассовых выплат по Соглашению, заключенному с учреждением, прекращающим свою деятельность (МБУ «Центр инвестиционного развития и туризма города Твери»), на Соглашение, заключенное с учреждением-правопреемником (МАУ «АСЭР»).

Соответствующая корректировка муниципального задания, определяющая количественные и качественные значения муниципального задания в I квартале учреждению-правопреемнику, т.е. МАУ «АСЭР», проведена не была. При формировании нового муниципального задания для МАУ «АСЭР» в него не были включены дополнительно муниципальные услуги (работы), с указанием показателей качества и объема, ранее установленные МБУ «Центр инвестиционного развития и туризма города Твери». Также соответствующие уточнения не внесены и в План финансово-хозяйственной деятельности учреждения - правопреемника – МАУ «АСЭР».

Фактически из бюджета города на выполнение муниципального задания в 1-м полугодии 2018 году выделено 2 172,2 тыс. руб., что составляет 100,0 % от утвержденных бюджетных ассигнований на 1-е полугодие 2018 года и 47,6 % от планового объема на 2018 год, из них:

- для МБУ «Центр инвестиционного развития и туризма города Твери» - в сумме 976,1 тыс. руб.;

- для МАУ «Агентство социально-экономического развития» - в сумме 1 196,1 тыс. руб.

При этом отсутствие количественных показателей в муниципальном задании МАУ «АСЭР» в первом квартале 2018 года приводит к необоснованности установленного Соглашением объема финансового обеспечения муниципального задания.

9. Проведенный анализ выполнения МАУ «АСЭР» муниципального задания за I и II кварталы (первое полугодие) 2018 года показал, что установленные муниципальным заданием показатели Учреждением достигнуты. При этом, по трем из пяти выполняемым Учреждением работам и услугам фактическое исполнение значительно превысило установленные плановые показатели.

Перевыполнение муниципального задания с таким значительным превышением количественных показателей по выполняемым работам без дополнительного финансирования, силами штатных сотрудников Учреждения позволяет сделать вывод о некорректном определении нормативных затрат на выполнение работ, примененных при расчете объема финансового обеспечения на выполнение муниципального задания.

Анализ утвержденного муниципального задания в части категорий потребителей выполняемых Учреждением работ (физические и юридические лица), показателей объема и качества этих работ (количество посещений, наличие журналов посетителей, отсутствие жалоб посетителей), в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 27.03.2014 № 02-04-10/13477, позволяет отнести оказываемые работы к категории «услуг».

Также, согласно п. 21 «Перечня общественно полезных услуг», утвержденного постановлением Правительства от 27.10.2016 № 1096, оказание туристско-информационных услуг отнесено именно к категории «услуг», а не «работ».

10. Учреждению на 2018 год установлено муниципальное задание на оказание одной муниципальной услуги и выполнение четырех работ. При проверке достоверности отчетности о выполнении муниципального задания МАУ «АСЭР» за 1-е полугодие 2018 года установлено следующее:

Услуга «Предоставление информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» оказывается бесплатно путем информирования потребителей при личном обращении в Учреждение или путем телефонной консультации.

По количеству субъектов малого и среднего предпринимательства, обратившихся за услугой, муниципальное задание выполнено на 170,0% к установленному заданию на 1 полугодие 2018 года и превышает предельно допустимое отклонение от установленного показателя на 65,0% (факт – 17 001 обратившихся за услугой при плане 10 000). Увеличение данного показателя, согласно представленным сотрудниками Учреждения пояснениям, связано с созданием и функционированием Интернет сайта тверьбизнес.рф. Администратором доменного имени (тверьбизнес.рф) является МАУ «АСЭР».

В целях фиксации посетителей, обратившихся за предоставлением услуги, ведется журнал посещений.

Работа «Оказание туристско-информационных услуг в стационарных условиях» выполняется в стационарных условиях, потребителями являются физические и юридические лица.

Муниципальное задание по посещениям выполнено на 179,6%, что выше муниципального задания с учетом допустимого отклонения от установленного показателя на 74,6%; фактически центр посетило 873 туриста при плане 486 человек.

Журнал учета посещений ведется, но страницы журнала не имеют нумерации, журнал не прошит, не скреплен печатями ни одной из Сторон Соглашения. Сведения, занесенные в журнал учета посещений, используемый МАУ «АСЭР» для подтверждения достижения количественных и качественных показателей, характеризующих объем работы по «Оказанию туристско-информационных услуг», не содержат информацию, предусмотренную ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014).

Кроме того, показатели работы «Оказание туристско-информационных услуг в условиях стационара», характеризующие объем (количество посещений) и качество работы (наличие журнала учета посетителей), не сопоставимы между собой (посещения могут быть как групповыми, так и индивидуальными, а показатель «посетитель» подразумевает учет отдельного конкретного лица).

Работа «Оказание туристско-информационных услуг вне стационара» выполняется на выездных мероприятиях, в которых принимают участие сотрудники МАУ «АСЭР», полнота выполнения работы определяется количеством посетителей, обратившихся за её оказанием к сотрудникам МАУ «АСЭР»

Муниципальное задание по посещениям вне центра выполнено на 282,3% к установленному заданию на полугодие, что выше муниципального задания с учетом допустимого отклонения от установленного показателя на – 177,3%. Фактически количество посещений составило 3 150 ед. при плане 1 116.

Журнал посещений, предусмотренный муниципальным заданием в качестве одного из качественных показателей данной работы, не ведется.

Муниципальным заданием издание информационных материалов в 1-м полугодии не предусмотрено.

Полнота выполнения работы определяется количеством посетителей, обратившихся на выездных мероприятиях за её оказанием к сотрудникам МАУ «АСЭР». Определение количества посетителей фиксируется фотоснимками мероприятия и зависит от массовости мероприятия. Однако данный способ не позволяет подсчитать уникальных посетителей, т.е. посетителей обратившихся именно к специалистам МАУ «АСЭР», а лишь показывает массовость мероприятия.

С учетом вышеизложенного, подтвердить достоверность и обоснованность достигнутого показателя по работе «Оказание туристско-информационных услуг вне стационара» не представляется возможным.

Работа «Оказание туристско-информационных услуг удаленно через сеть Интернет» выполняется удаленно через сеть Интернет, потребителями являются физические и юридические лица.

Муниципальное задание по посещениям Интернет-ресурсов учреждения выполнено на 100,2% и не превышает предельно допустимое отклонение (5%) от установленного показателя (факт 37 578 посещений при плане – 37 500 посещений).

Консультации туристам и экскурсантам оказываются удаленно через сеть Интернет через следующие Интернет-ресурсы:

- официальную страницу Туристского информационного центра города Твери в социальной сети Facebook;

- официальную группу Туристского информационного центра города Твери в социальной сети Вконтакте;

- официальный контент Туристского информационного центра города Твери на платформе бесплатных аудиогидов izi.Travel;

- Главный туристский сайт города Твери www.visittver.ru.

Журнал посещений, предусмотренный муниципальным заданием, ведется в электронном виде.

Учреждением проводится работа, направленная на наполнение и администрирование русской, английской версий Главного туристского сайта города Твери www.visittver.ru. Сайт постоянно обновляется. Новостной контент актуален текущему периоду времени.

Работа «Формирование, ведение баз данных, в том числе Интернет-ресурсов в сфере туризма» выполняется посредством создания и периодического обновления баз данных в сфере туризма путем размещения на Главном туристском сайте города Твери.

Муниципальное задание по объемному и качественному показателю данной работы выполнено на 100%. Все 56 запланированных работ по обновлению ресурсов выполнены.

Фиксация даты обновления баз данных на момент проведения экспертно-аналитического мероприятия не проводилась. В ходе проверки КСП предложено Учреждению внести соответствующие уточнения, позволяющие установить момент внесения новых объектов в данные электронной базы учреждения. Нарушение устранено в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия.

Таким образом, подтвердить достоверно объемные и качественные показатели из четырех выполняемых Учреждением в 1-м полугодии 2018 года работам и услуге возможно в отношении услуги и двух видов работ.

11. Контроль за выполнением Учреждением муниципального задания осуществляется департаментом экономического развития администрации города Твери.

Оперативный контроль, в виде ежемесячной проверки журнала учета посетителей учреждения, не осуществлялся, должностные лица, уполномоченные осуществлять оперативный контроль в департаменте экономического развития, не назначены.

В составе камеральной проверки ежеквартальной отчётности о выполнении муниципального задания проводился мониторинг выполнения показателей муниципального задания МАУ «АСЭР» в I и II квартале 2018 года.

Пояснительная записка, в полной мере соответствующая требованиям п. 2.3 Порядка проведения мониторинга, по итогам мониторинга не оформлялась.

Проведённые камеральные проверки и мониторинг выполнения показателей муниципального задания МАУ «АСЭР» сведены к оценке полноты освоения бюджетных средств и проверке отчетности и определению соответствия фактических значений показателей объема выполнения муниципального задания плановым. При этом показатели качества оказания муниципальных услуг и работ не оценивались, что не позволило своевременно выявить и устранить допущенные нарушения.

В частности, в акте камеральной проверки не нашли отражения такие факты как:

- нарушения при ведении Журнала посещений, необходимого для учета количества посетителей при выполнении работы «Оказание туристско-информационных услуг в стационарных условиях»;

- отсутствие Журнала посещений, необходимого для учета количества посетителей при выполнении работы «Оказание туристско-информационных услуг вне стационара»;

- включение в отчетность о выполнении муниципального задания по работе «Оказание туристско-информационных услуг вне стационара» мероприятия, проходившего за пределами действия муниципального задания.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о формальном контроле за выполнением муниципального задания со стороны Учредителя.

Предложено:

Администрации города Твери:

- своевременно осуществлять работы по приведению положений действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с положениями изменившегося законодательства;

- проанализировать результаты экспертно-аналитического мероприятия, принять меры по устранению отмеченных в ходе ЭАМ нарушений и недостатков, а также исключению подобных фактов в дальнейшем.

Департаменту экономического развития администрации города Твери:

- формирование, утверждение, финансовое обеспечение муниципального задания подведомственных учреждений осуществлять с соблюдением порядка и сроков, установленных действующим законодательством;

- внести соответствующие корректировки в муниципальное задание, определяющие количественные и качественные значения муниципального задания МАУ «АСЭР» в I квартале;

- в муниципальном задании по работе «Оказание туристско-информационных услуг в условиях стационара» показатели, характеризующие объем и качество работы, привести к единообразию;

- при расчете нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и формировании муниципального задания обеспечить четкое разграничение видов деятельности Учреждения на «услуги» и «работы»;

- при разработке муниципального задания Учреждению в разделе II «Сведения о выполняемых работах» показатели, характеризующие качество работы (услуги), предусмотреть не в виде «наличие журнала учета посетителей центра», а «наличие журнала учета посетителей центра и ведение его в установленном порядке»;

- обеспечить надлежащий контроль в части проверки достоверности отчетности о выполнении муниципального задания, своевременности получения информации о фактических отклонениях выполнения муниципального задания и, в случае необходимости, его корректировки.

Муниципальному автономному учреждению «Агентство социально-экономического развития»:

- разработать внутренний документ, устанавливающий форму ведения Журнала учета посещений центра, учитывающий требования предусмотренные ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014);

- обеспечить надлежащую фиксацию фактов оказания муниципальных услуг и выполнения работ, соответствующую требованиям муниципального задания и отраслевым стандартам, и позволяющую определить достоверность предоставления услуг и выполнения работ;

- обеспечить своевременное размещение информации об Учреждении в сети Интернет в соответствии с требованиями Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, её размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия рассмотрен на очередном заседании Тверской городской Думы, решение от 26.02.2019 № 17.