Информационный отчет

Информационный отчет

о результатах экспертно-аналитического мероприятия

«Анализ состояния и использования муниципального жилищного фонда города Твери в 2021 году и текущем периоде 2022 года (выборочно)»

Контрольно-счетная палата города Твери (далее – КСП) на основании пункта 2.2.1 плана деятельности КСП на 2022 год, распоряжения председателя КСП от 20.01.2022 № 4 провела экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ состояния и использования муниципального жилищного фонда города Твери в 2021 году и текущем периоде 2022 года (выборочно)».

Объектами экспертно-аналитического мероприятия являлись:

- департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери (далее – Департамент ЖКХ);

- департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери (далее – Департамент управления имуществом, ДУИиЗР);

- муниципальное казенное учреждение города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом» (далее – МКУ «УМЖФ»).

В ходе экспертно-аналитического мероприятия рассмотрены следующие вопросы:

- анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок учета и использования муниципального жилищного фонда города Твери;

- анализ и обобщение сведений о муниципальном жилищном фонде города Твери, его учете и состоянии. Анализ средств бюджета города Твери, направленных на содержание и ремонт муниципального жилищного фонда;

- анализ эффективности использования муниципального жилищного фонда города Твери;

- анализ доходов от использования муниципального жилищного фонда города Твери.

Выявлены отдельные нарушения гражданского, бюджетного, жилищного кодексов, законодательства в сфере бухгалтерского учета, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.

Финансовая оценка выявленных нарушений и недостатков составила
72 012,8 тыс. руб.

Сводная таблица выявленных нарушений прилагается к настоящему информационному отчету.

Наиболее значимые из них следующие:

1. В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, п. 3.1.5 Положения о ДУИиЗР последним не обеспечена государственная регистрация прав на
5 695 муниципальных жилых помещений, находящихся в реестре муниципальной собственности города Твери по состоянию на 01.01.2022.

2. В нарушение ст.ст. 210, 215 Гражданского кодекса РФ, п. 8.2 Положения об имуществе казны города Твери от 25.02.2010 № 45 Департамент ЖКХ и
МКУ «УМЖФ» в 2021 году осуществляли расходы, связанные с содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда, числящегося в муниципальной казне и не переданного им в оперативное управление, что повлекло за собой необоснованные расходы в сумме 39 204,3 тыс. руб.

3. В нарушение ст. 34, пп. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ Администрация города Твери в лице МКУ «УМЖФ» неэффективно использовала бюджетные средства города Твери в сумме 448,2 тыс. руб. на текущий ремонт квартиры № 4 в доме 54 по ул. Бебеля, который требует проведения капитального ремонта в целом.

4. В нарушение ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ,
п. 7.2.6 муниципальных контрактов от 28.06.2021 № 27/21, 26.10.2021 № 36/21 МКУ «УМЖФ» не проведена экспертиза результатов исполнения указанных муниципальных контрактов (в части ремонта осмотренных помещений), что привело к принятию работ низкого качества и необоснованной оплате невыполненных работ на сумму 47,5 тыс. руб.

5. В нарушение требований ст. 11 Федерального закона
от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 79 Концептуальных основ бухгалтерского учета,
п.п. 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, обоснованность сумм дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2021 (32 808,5 тыс. руб.), на 01.01.2022 (29 842,4 тыс. руб.) не подтверждена данными инвентаризации.

6. В нарушение п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ в 2021 году на граждан, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение (плату за наем), пени не начислялись и не взимались.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Тверскую городскую Думу, Главе города Твери, в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери, в департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери и в муниципальное казенное учреждение города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом».

Предложения КСП, изложенные в отчете, рассмотрены. Информация о принятых мерах и план мероприятий по устранению выявленных нарушений объектами экспертно-аналитического мероприятия представлены в КСП.

Руководитель экспертно-аналитического

мероприятия Г.А. Янсон


Приложение

Сводная таблица выявленных нарушений при проведении экспертно-аналитического мероприятия

№ п/п

Нарушение

Обоснование

Финансовая оценка нарушения, тыс. руб.

1.

Нарушения:

- Жилищного кодекса Российской Федерации;

- Гражданского кодекса Российской Федерации

- Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- Положения об имуществе казны города Твери, утвержденного решением ТГД от 25.02.2010 № 45;

- Постановления Главы администрации города Твери от 23.01.2007 № 198 «Об утверждении новой редакции Положения о департаменте управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери».

1.1.

В 2021 году Департамент ЖКХ и МКУ «УМЖФ осуществляли расходы, связанные с содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда, числящегося в муниципальной казне на балансе Департамента управления имуществом и не переданного им в оперативное управление, что повлекло за собой необоснованные расходы в сумме 39 204,3 тыс. руб.

- ст. 210, 215 ГК РФ;

- п. 8.2 Положения об имуществе казны города Твери от 25.02.2010 № 45.

39 204,3

1.2.

Администрация города Твери в лице МКУ «УМЖФ» неэффективно использовала бюджетные средства города Твери на сумму 448,2 тыс. руб. на проведение ремонтных работ в квартире 4 дома 54, т.к. ремонт указанной квартиры не улучшил состояние дома, требующего проведения капитального ремонта в целом, что может повлечь к дальнейшему ухудшению состояния уже отремонтированного помещения. Кроме того, наниматели остальных двух муниципальных квартир могут заявить свои права на аналогичный ремонт.

- ст. 34, пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ.

448,2*

1.3.

Администрация города Твери в лице МКУ «УМЖФ» неэффективно использовала бюджетные средства города в сумме 1 548,2 тыс. руб. на ремонт семи муниципальных жилых помещений в рамках муниципальных контрактов от 28.06.2021 № 27/21, от 26.10.2021 № 36/21.

- ст. 34, пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ.

1 548,2*

1.4.

Департамент управления имуществом не обеспечил государственную регистрацию прав на 5 695 помещений муниципального жилищного фонда на или 65,5 % от всех жилых помещений, находящихся в реестре муниципальной собственности города Твери.

- ст. 131 ГК РФ;

- п. 3.1.5. Положения о департаменте управления имуществом.

-

1.5.

В 2021 году МКУ «УМЖФ» не начислял и не взимал с граждан пени за несвоевременное и (или) не полностью внесших плату за муниципальные жилые помещения (плату за наем).

- п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

-

2.

Нарушения:

- Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- Приказа МКУ «УМЖФ» от 02.08.2021 № 16 «О распределении обязанностей между сотрудниками МКУ «УМЖФ» при подготовке и заключении муниципальных контрактов и договоров и установлении порядка согласования и подписания актов о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ (КС-3), платежных поручений, актов приема-передачи, товарно-транспортных накладных, кассовых документов»;

- МК № 27/21, МК № 36/21;

- типового договора социального найма.

2.1.

Учреждение не проводило экспертизу результатов исполнения МК № 27/21, МК № 36/21 (в части ремонта осмотренных помещений), что привело к принятию работ низкого качества и необоснованной оплате невыполненных работ на сумму 47,5 тыс. руб.

- ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ;
- п. 7.2.6 МК № 27/21, МК № 36/21.

47,5*

Муниципальный контракт от 28.06.2021 № 27/21

2.2.

Порядок проведения и оформления результатов экспертизы, проводимой МКУ «УМЖФ» своими силами, не определен.

- ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ;

- п. 7.2.8 МК № 27/21.

-

2.3.

Пять актов выполненных работ от 26.08.2021 (по форме КС-2) и справка № 1 о стоимости выполненных работ и затрат от 26.08.2021 (по форме КС-3) подписаны заказчиком (директором Учреждения) и приняты бухгалтерией МКУ «УМЖФ для оплаты выполненных работ в отсутствие обязательного согласования указанных документов лицами, ответственными за организацию проведения экспертизы выполненных работ и достоверность сведений в документах (ведущий экономист или начальник отдела содержания и капитального ремонта муниципального жилищного фонда Учреждения), а также без согласования заместителем директора Учреждения.

Требования Приказа МКУ «УМЖФ» от 02.08.2021 № 16 не соблюдены, следовательно, проведение экспертизы выполненных работ нельзя признать правомерной.

- ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ,

- п. 7.2.6 МК № 27/21;

- п.п. 1.2, 2.2, 2.3, 2.8 Приказа МКУ «УМЖФ» от 02.08.2021 № 16.

-

2.4.

Оплата товара произведена МКУ «УМЖФ» в срок 11.10.2021 на сумму
1 582,7 тыс. руб. (платежное поручение от 01.10.2021 № 334, средства списаны со счета плательщика 11.10.2021), что на 3 дня позднее установленного контрактом срока.

- п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона
№ 44-ФЗ;

- п. 2.4 МК № 27/21.

-

2.5.

Отсутствуют фотоматериалы к отдельным актам освидетельствования скрытых работ.

- п. 4.4.23 МК № 27/21.

-

2.6.

К отдельным актам освидетельствования скрытых работ фотоматериалы предоставлены не полностью (или не в соответствии требованиям контракта).

- п. 4.4.23 МК № 27/21.

-

2.7.

По выполненным работам в четырех помещениях по адресу: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 3, комнаты (53, 134, 297, 316):

- площадь установленного окна во всех четырех помещениях не соответствует площади окна, предусмотренного техническим заданием к контракту. Стоимость принятых и оплаченных работ Учреждением по актам о приемке выполненных работ необоснованно завышена на сумму 20,0 тыс. руб. (с учетом компенсации НДС при УСН);

- имеются дефекты покраски стен в ванной комнате и ванны: грубая фактура окрашенной поверхности стен и ванны, разводы и пятна на стенах.

- п. 1.2 МК № 27/21.

20,0*

2.8.

По выполненным работам в помещении по адресу: г. Тверь, Петербургское ш., д. 14, к. 2, кв. 56 установлено:

- потолки помещения окрашены водоэмульсионной краской, обнаружено растрескивание штукатурного слоя на потолке;

- смывка побелки и снятие потолочной плитки с потолка, работы по разборке покрытий полов из линолеума и релина не подтверждены актами освидетельствования скрытых работ и фотоматериалами к ним;

- площадь установленной двери не соответствует площади двери, предусмотренной техническим заданием и локальной сметой № 8 к контракту. Стоимость работ необоснованно завышена на
0,8 тыс. руб.

- не выполнены работы по разделу «Стены» на 17,1 тыс. руб.

- по разделу «Электрика» произведена замена:

· шести розеток, что на три розетки меньше, чем предусмотрено локальной сметой от 26.08.2021 № 8 к контракту;

· семи выключателей, что на один выключатель меньше, чем предусмотрено локальной сметой

от 26.08.2021 № 8 к контракту.

Стоимость принятых и оплаченных работ по акту о приемке выполненных работ от 26.08.2021 № 8 необоснованно завышена на сумму 0,7 тыс. руб. (с учетом компенсации НДС при УСН).

- в ванной комнате помещения имеются дефекты покраски стен: грубая фактура окрашенной поверхности стен, разводы и пятна на стенах.

- п.п. 1.2, 4.4.22, 4.4.23, 7.1.1 МК № 27/21.

18,6*

Муниципальный контракт от 26.10.2021 № 36/21

2.9.

Порядок проведения и оформления результатов экспертизы, проводимой МКУ «УМЖФ» своими силами, не определен.

- ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ;

- п. 7.2.8 МК № 36/21.

-

2.10.

Два акта выполненных работ от 22.12.2021 (по форме КС-2) и справка № 1 о стоимости выполненных работ и затрат от 22.12.2021 (по форме КС-3) подписаны заказчиком (директором Учреждения) и приняты бухгалтерией МКУ «УМЖФ для оплаты выполненных работ в отсутствие обязательного согласования указанных документов лицами, ответственными за организацию проведения экспертизы выполненных работ и достоверность сведений в документах (ведущий экономист или начальник отдела содержания и капитального ремонта муниципального жилищного фонда Учреждения), а также без согласования заместителем директора Учреждения.

Требования Приказа МКУ «УМЖФ» от 02.08.2021 № 16 не соблюдены, следовательно, проведение экспертизы выполненных работ нельзя признать правомерной.

- ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ;

- п. 7.2.6. МК № 36/21;

- п.п. 1.2, 2.2, 2.3, 2.8 Приказа МКУ «УМЖФ» от 02.08.2021 № 16.

-

2.11.

Отсутствуют фотоматериалы к актам освидетельствования скрытых работ от 12.11.2021 № 1.1, от 03.12.2021 № 2.1 (работы по покрытию поверхности потолка грунтовкой, выполненные по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 43, кв. 109).

- п. 4.4.23 МК № 36/21.

-

2.12.

Работы, выполненные в муниципальном помещении (квартира № 4 дома 54 по ул. Бебеля):

- по обшивке стен и перегородок санузла и кухни влагостойким гипсокартоном по легкому металлическому каркасу и облицовке стен по системе «КНАУФ» по одинарному металлическому каркасу из потолочного профиля гипсокартонными листами одним слоем не подтверждены актами освидетельствования скрытых работ. При этом представлены фотографии после завершения указанных работ в одном экземпляре без даты производства работ. Фотоматериалы до начала работ в трех экземплярах не представлены.

- по окраске поливинилацетатными водоэмульсионными составами улучшенной по сборным конструкциям стен, подготовленным под окраску, согласно акту о приемке выполненных работ от 22.12.2021 № 12 выполнены в количестве 48,0 кв. м на сумму 10,1 тыс. руб., что на 25,6 кв. м меньше фактически выполненных работ (22,4 кв. м на сумму 4,7 тыс. руб.). Работы необоснованно завышены на сумму 5,4 тыс. руб. (с учетом компенсации НДС при УСН);

- дверь площадью 1,7 кв. м (высота 2,1 м., ширина 0,8 м.) в количестве 1 шт. на сумму 3,5 тыс. руб. не установлена.

- п.п. 1.2, 4.4.22, 4.4.23, 7.1.1 МК № 36/21.

8,9*

2.13.

К отдельным актам освидетельствования скрытых работ фотоматериалы предоставлены не полностью (или не в соответствии требованиям контракта), а именно: не предоставлены фотоматериалы в количестве трех штук до начала работ, предоставлены фотоматериалы после окончания работ в одном экземпляре, а не в трех, как предусмотрено вышеуказанным пунктом контракта, на представленных фотоматериалах отсутствует дата.

- п. 4.4.23 МК № 36/21.

-

2.14.

По выполненным работам в помещении по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 43, кв. 109 установлено:

- полы покрыты линолеумом. На поверхности покрытия обнаружены повреждения: трещины, образовались бугры, которые приводят к быстрому износу и порче линолеума;

- подрядчик (ООО «Строй Альянс») не обеспечил уборку территории указанного помещения

и вывоз мусора (в кладовке помещения находится строительный мусор).

- п.п. 1.2, 4.4.15, 4.4.16 МК № 36/21.

-

3.

Нарушение:

- Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»;

- Приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

3.1.

Обоснованность сумм дебиторской задолженности по плате за наем муниципальных жилых помещений по состоянию на 01.01.2021 (32 808,5 тыс. руб.), на 01.01.2022 (29 842,4 тыс. руб.) не подтверждена данными инвентаризации.

- ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011
№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- п. 79 Концептуальных основ бухгалтерского учета;

- п.п. 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

32 808,5

4.

Иные нарушения:

- Постановления Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения»;

- Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»;

- Решение Тверской городской Думы от 23.04.2009 № 55 (95) «О порядке предоставления жилых помещений маневренного фонда города Твери»;

- Решение Тверской городской Думы от 08.07.2010 № 232 «Об утверждении Положения о коммерческом найме жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования «Город Тверь»;

- Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр.

4.1.

В 4 договорах социального найма жилых помещений (36,4 % от рассмотренных 11 договоров) в п. 1 ч. 1 «Предмет договора» отсутствует информация о перечне предоставляемых коммунальных услуг, что может привести к рискам взыскания с Администрации города Твери задолженности по оплате коммунальных услуг за счет средств бюджета города Твери.

- требования постановления Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения».

4.2.

В 17 договорах найма жилого помещения в общежитии отсутствуют ссылки на свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального имущества, передаваемого по указанным договорам.

- требования постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 42.

4.3.

В 9 договорах найма жилого помещения маневренного фонда (от 05.03.2021 № 01 М/2021, от 15.03.2021 № 02 М/2021, от 14.04.2021 № 03-М/2021, от 16.04.2021 № 04-М/2021, от 28.06.2021 № 05-М/2021, от 02.08.2021 № 06-М/2021, от 15.09.2021 № 07-М/2021, от 18.11.2021 № 08-М/2021, от 24.11.2021 № 09-М/2021) отсутствует информация об основании нахождения муниципальных помещений, передаваемых по договорам найма, в муниципальной собственности.

- требования постановления Правительства РФ от 26.01.2006 № 42;

- п. 2.9 Положения о порядке предоставления жилых помещений маневренного фонда города Твери, утвержденного решением ТГД
от 23.04 2009 № 55 (95).

-

4.4.

Фактическая передача жилого помещения по восьми договорам коммерческого найма жилого помещения (50,0 % от проверенных договоров) не подтверждена актами приема-передачи имущества, которые являются неотъемлемым приложением к договору коммерческого найма.

- п. 1.5. Положения о коммерческом найме от 08.07.2010 № 232.

-

4.5.

8 актов приема-передачи имущества к договорам коммерческого найма не соответствуют утвержденной форме (отсутствует информация о годе постройки, этажности дома, этажности размещения квартиры, планировки и благоустройстве квартиры, материале стен, физическом износе, инвентаризационной стоимости одного кв. м общей площади жилого помещения на момент заключения договора коммерческого найма).

- Положения о коммерческом найме от 08.07.2010 № 232.

-

4.6.

МКУ «УМЖФ» не согласовывал с нанимателем дату и время предстоящего осмотра муниципального жилого помещения.

- пп. «и» п. 6, пп. «з» п. 10 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр.

-

Итого

72 012,8

*- указанные суммы не включены в итоговую финансовую оценку нарушений с целью исключения двойного подсчета