ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ о проведении проверки целевого использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на приобретение жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

о проведении проверки целевого использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на приобретение жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

(отчет утвержден решением коллегии КСП г.Твери 05.07.2013)

Настоящий отчет подготовлен во исполнение статьи 16 Положения о контрольно-счетной палате города Твери.

Проверка осуществлялась в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты города Твери (далее – КСП) на 2013 год, утвержденным председателем КСП 20.12.2012 (п.п. 2.2.14 раздела 2);

Объект контроля:

1. Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери;

2. Департаментжилищно – коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери;

3. Администрация Заволжского района в городе Твери (жилищный отдел);

4. Администрация Пролетарского района в городе Твери (жилищный отдел);

5. Администрация Центрального района в городе Твери (жилищный отдел);

6. Администрация Московского района в городе Твери (жилищный отдел).

Объем бюджетных средств, охваченных контрольным мероприятием, составил - 64 213,73, кассовое исполнение – 59 885,30 тыс. руб.

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

1. Вбюджете города Твери на 2012 год, утвержденном решением Тверской городской Думы от 27.12.2011 № 417 (в ред. от 19.12.2012), по бюджетополучателю «Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери» в рамках областной целевой программы ДЦП ««Социальная поддержка населения Тверской области на 2009-2014 годы» (п.2.4. перечня мероприятий Программы «Приобретение жилых помещений для малоимущих многодетных семей») и Адресной инвестиционной программы г. Твери на 2012 год (приложение № 22 к бюджету города Твери на 2012 год, п. 4.1. «Строительство (приобретение), долевое участие в строительстве жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий») предусмотрены расходы в сумме 66 087,4 тыс. руб., в том числеза счет субсидии из областного бюджета в сумме 33 043,70 тыс. руб., или 50%.

2. Кассовое исполнение расходов по реализации вышеуказанных мероприятий по состоянию на 01.01.2013 года составило 59 885, 30 тыс. руб., или 90,6 % от плана (66 087,40 тыс. руб.), в том числе:

- 29 942,65 тыс. руб. – средства бюджета города Твери;

- 29 942,65тыс. руб. – средства бюджета Тверской области.

3. ДЦП Тверской области «Социальная поддержка населения Тверской области на 2009-2012 годы» (п. 2.4. перечня мероприятий Программы «Приобретение жилых помещений для малоимущих многодетных семей»), утвержденная постановлением администрации Тверской области от 01.09.2008 № 262-па, в рамках которой осуществлялось софинансирование расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по приобретению жилых помещений для малоимущих многодетных семей, не урегулирован вопрос в части определения стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приобретаемого в рамках указанной программы.

4. В ходе контрольного мероприятия установлено, что при формировании начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов на приобретение жилья для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствовали единый подход и методика определения стоимости одного метра квадратного приобретаемой в муниципальную собственность общей площади жилых помещений, в течение 2012 года департамент архитектуры и строительства применял разные нормативные документы, устанавливающие среднюю стоимость одного метра квадратного жилья для реализации различных мероприятий.

5. По результатам контрольного мероприятия установлены финансовые нарушения на сумму 5 032,22 тыс. руб., что составляет 8,40 % от объема проверенных средств (59 885,30 тыс. руб.), и иные нарушения без финансовой оценки, в том числе:

5.1. Не обеспечено исполнение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ на сумму 974,71 тыс. руб., предусматривающей необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ):

- Департамент архитектуры и строительства на этапе размещения муниципального заказа в 2012 году в рамках исполнения мероприятий АИП «Строительство (приобретение), долевое участие в строительстве жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий», установил начальную (максимальную) цена муниципального контракта от 10.12.2012 № …001379 на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (4 квартиры), стоимостью в сумме 12 941,58 тыс. руб. на основании Постановления Правительства Тверской области от 14.12.2011 № 237-пп «О внесении изменений в постановление администрации Тверской области от 30.06.2008 № 181-ПА и об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Тверской области для приобретения жилых помещений в государственную собственность Тверской области и расчета размера единовременной субсидии, предоставляемой государственным гражданским служащим Тверской области на приобретение (строительство) жилья, на четвертый квартал 2011 года», в сумме 52,512 тыс. руб. заодин квадратный метр жилья. Вместе с тем, приказом руководителя департамента архитектуры и строительства от 19.07.2012 года № 28 стоимость одного квадратного метра закупаемой жилой площади для реализации мероприятий указанной выше АИП г. Твери на 2012 год была установлена в сумме 48,557 тыс. руб. на основании информации РОССТАТ «О ценах на рынке жилья за второй квартал 2012 года по Тверской области».

В ходе проведения контрольного мероприятия, КСП не получила от департамента архитектуры и строительства обоснования о том, что на рынке жилья в 2012 году отсутствовало предложение квартир, по цене ниже 52,512 тыс. руб. за один метр квадратный.

Несмотря на то, что департаментом архитектуры и строительства в результате реализации мероприятий указанной АИП достигнут ожидаемый результат – приобретено 19 квартир и средняя стоимость приобретенного жилья не превысила стоимость одного квадратного метра жилья, исходя из которой была рассчитана и выделена субсидия из областного бюджета, на этапе формирования указанного муниципального заказа департаментом архитектуры и строительства не обеспечено соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

5.2. Допущены нарушения положений Жилищного кодекса Российской Федерации на сумму 4 057,51 тыс. руб., а именно:

- п. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, определяющей, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Одна из семей не была своевременно включена в программу приобретения жилья в 2010 году, исходя из даты постановки на учет, и фактически участвовала в программе только 2011 года.

- ст. 58 Жилищного кодекса РФ, определяющей, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, и Решения Тверской городской Думы от 01.03.2006 № 74 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма и учетной нормы площади жилого помещения», установившего норму в размере 15 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек и более, администрацией города Твери, в рамках исполнения мероприятий в 2012 году по приобретению жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необоснованно предоставлены жилые помещения, площадью превышающей норму предоставления жилья в расчете на одну семью более чем на 5 кв. м., в суммарном количестве 92,30 кв. м., что в финансовом выражении составляет 4 057,51 тыс. руб. (92,30 кв.м. х 43,96 тыс. руб. – фактически сложившаяся стоимость 1 кв. м. общей площади приобретенных в 2012 году жилых помещений).

- ч. 5 ст.5 Жилищного кодекса РФ, определяющей, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Администрацией города Твери при расчете потребности в дополнительной жилой площади для одной из семей была учтена площадь жилого помещения, находящегося в собственности у семьи в размере 154,7 кв. м. с учетом 2 лоджий (6,4 кв. м.), тогда как необходимо было взять в расчет площадь в размере 148,3 кв. м. Потребность в дополнительной жилой площади была уточнена жилищным отделом после подачи заявки на софинансирование из областного бюджета (письмо жилищного отдела администрации города от 08.11.2011 № 10/1221-и в адрес департамента архитектуры и строительства).

5.3. Иные нарушения:

- В нарушение Порядка определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Тверской области для приобретения жилых помещений в государственную собственность Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 05 апреля 2012 № 139-пп, определяющего, что:

- при расчете средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, применяется коэффициент роста стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в квартале, на который осуществляется расчет;

- значение показателя определяется Министерством экономического развития Тверской области на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области и соответствует среднему значению темпов роста стоимости одного квадратного метра общей площади жилья всех характеристик на первичном и вторичном рынках в Тверской области за квартал, предшествующий кварталу, на который осуществляется расчет, Департамент архитектуры и строительства при расчете средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному контракту от 25.08.2012 № 01363000217120000882 применил индекс цен на рынке жилья в 1 квартале 2012 года на первичном рынке по недвижимости улучшенного качества в размере – 1,026 (письмо Росстата по Тверской области от 20.04.2012 № 05-13), тогда как среднее значение индекса составляет - 1,022.

- В нарушение требования пункта 1 ст.11; п.4 ст. 14 Порядка ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 27.09.2005 № 112-ЗО, определяющих ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по единому общему списку, за исключением граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, администрацией города Твери такой учет граждан, то есть по единому общему списку, не обеспечен.

- На момент проведения контрольного мероприятия установлено, что в нарушение положений п. 3.1.2.18. Постановления администрации города Твери от 03.07.2012 № 1126 «О департаменте жилищно – коммунального хозяйства и жилищной политики», которыми департамент ЖКХ был наделен основными функциями, в частности, в сфере жилищного хозяйства города, в том числе: - ведение учета многодетных малоимущих семей, указанные функции департаментом ЖКХ (жилищный отдел) не выполнялись. Учет всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе многодетных малоимущих семей, осуществляли жилищные отделы районных администраций города Твери, которые, в свою очередь, не имеют прямой подчиненности жилищному отделу департамента ЖКХ.

Отчет по результатам данного контрольного мероприятия рассмотрен коллегией контрольно-счетной палаты и утвержден с принятием следующих решений:

1.Направить отчет по результатам проверки Главе города Твери с рекомендацией о его рассмотрении на профильном комитете Тверской городской Думы.

2. Направить представления по материалам проверки Главе администрации г.Твери, Департаменту архитектуры и строительства администрации города Твери, Департаменту жилищно – коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города Твери.