ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

о результатах проверки эффективности применения законодательства и муниципальных правовых актов в части стимулирования по оплате труда работников муниципальных учреждений за 2008 - 2009 годы

Настоящий отчет подготовлен во исполнение статьи 15 Положения о контрольно-счетной палате Тверской городской Думы.

Проверка осуществлялась в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты на 2010 год, утвержденным решением Тверской городской Думы от 18.12.2009 № 290 (330) (п. 2.2.5. раздела 2.2.), в период с 17.05.2010 года по 23.07.2010 года.

Объекты проверки:

- Учреждения, подведомственные Управлению образования администрации г.Твери:

· МОУ Средняя общеобразовательная школа № 22;

· МДОУ Детский сад № 164;

- Учреждения, подведомственные Департаменту здравоохранения и социальной политики администрации г.Твери:

· МУ «Тверская станция скорой медицинской помощи»;

· МУЗ «Городская больница №5»;

· МУЗ «Детская городская клиническая больница №1»;

- Учреждения, подведомственные Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г.Твери:

· МОУ дополнительного образования детей «Детская школа искусств №3 имени В.В.Андреева»;

· МУК «Муниципальная библиотечная система г.Твери» - центральная городская библиотека им.Герцена

По результатам проверки составлено 3 акта, с которыми ознакомлены руководители проверяемых учреждений.

В ходе проверки установлено

1. Во исполнение Постановления Главы администрации г. Твери от 12.12.2008 № 3468 «Об утверждении Положения об установлении системы оплаты труда в муниципальных учреждениях города Твери», были утверждены следующие отраслевые положения, регулирующие переход на новые системы оплаты труда работников муниципальных учреждений:

Положение об установлении системы оплаты труда в муниципальных учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения администрации г. Твери, Положение о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в муниципальных учреждениях образования г. Твери, Положение о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в муниципальных учреждениях, подведомственных Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г.Твери, Положение о порядке и условиях стимулирования труда руководителей муниципальных образовательных учреждений г. Твери.

Вышеназванные Положения содержат в себе разделы, предусматривающие порядок и условия стимулирования труда работников муниципальных учреждений г. Твери.

В 2009 году основными выплатами стимулирующего характера в муниципальных учреждениях социально-культурной сферы были следующие:

- надбавка за присвоение ученой степени, почетного звания и награждение почетным знаком по соответствующему профилю;

- персональная поощрительная выплата;

- поощрительная выплата по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год);

- единовременная поощрительная выплата;

- надбавка за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ и иные выплаты.

Следует отметить, что по отрасли «Образование» в перечне выплат стимулирующего характера отсутствует выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

2. На основании отраслевых Положений о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда учреждениями были разработаны локальные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок, условия оплаты и стимулирования труда работников.

3. При новой системе оплаты труда (далее - НСОТ), заработная плата работников муниципальных учреждений формируется из базового должностного оклада (в соответствии с профессиональными квалификационными группами (ПКГ), компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера. Базовая часть является гарантированной конкретному работнику и выплачивается не зависимо от достигнутых результатов, являясь гарантированным минимумом заработной платы. При достижении высоких результатов труда заработная плата может быть увеличена за счет стимулирующих выплат.

Суть НСОТ – повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями. Таким образом, переход на НСОТ призван обеспечить:

- увязку заработной платы работника и качества (эффективности, результативности) его труда;

- расширение стимулирующей функции заработной платы;

- расширение участия представителей общественности в принятии решений о качестве и, соответственно, стимулировании труда работника;

- в результате, рост фактических доходов работников.

4. Структура среднемесячного фонда оплаты труда 1-го работника муниципального учреждения социально-культурной сферы представлена в таблице 1.

Таблица 1

(руб.)

Период

Среднемесячный фонд оплаты труда 1-го работника

в том числе:

Среднемес. фонд оплаты труда 1-го работника по тарифным ставкам (окладам)

Уд.вес, %

Среднемес. компенсационные выплаты на 1-го работника

Уд. вес, %

Среднемес. стимулир. выплаты на 1-го работника

Уд. вес, %

Среднемес.выплаты за выполнение платных мед.услуг

Уд.вес, %

Прочие доплаты в месяц на 1-го работника

Уд.вес, %

В среднем в месяц на 1-го работника по отрасли ОБРАЗОВАНИЕ

2008 год

6 216

3 937

63%

931

15%

1 182

19%

-

-

166

3%

2009 год

9 003

5 773

64%

1 744

19%

1 310

15%

-

-

176

2%

Отношение 2009/2008, %

145%

147%


187%


111%




106%


В среднем в месяц на 1-го работника по отрасли ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

2008

9 591

3 395

35%

3 590

37%

1 906

20%

700

7%



2009

11 932

5 266

44%

3 583

30%

2 164

18%

918

8%



Отношение 2009/2008, %

124%

155%


100%


114%


131%




В среднем в месяц на 1-го работника по отрасли КУЛЬТУРА

2008 год

5 481

3 317

61%

956

17%

1 200

22%



8

0 %

2009 год

8 163

5 276

65%

960

12%

1 909

23%



18

0 %

Отношение 2009/ 2008,%

149%

159%


100%


159%




225%


На основании данных, представленных в таблице 1, среднемесячная заработная плата 1-го работника муниципального учреждения социально-культурной сферы в 2009 году, по сравнению с 2008 годом:

- по отрасли «Культура» увеличилась на 2 682 руб., или на 49 % и составила 8 163 руб.;

- по отрасли «Образование» увеличилась на 2 787 руб., или на 45 % и составила 9 003 руб.;

- по отрасли «Здравоохранение» увеличилась на 2 341 руб., или на 24 % и составила 11 932 руб.

Наибольший рост среднемесячной заработной платы 1-го работника муниципального учреждения социально-культурной сферы отмечен по отрасли «Культура» и «Образование».

Анализ структуры среднемесячного ФОТ 1-го работника муниципального учреждения социально-культурной сферы показал, что с введением НСОТ, удельный вес стимулирующих выплат снизился по муниципальным учреждениям отрасли «Образование» и «Здравоохранение».

В абсолютном значении размер среднемесячных выплат стимулирующего характера в среднем на 1-го работника муниципального учреждения социально-культурной сферы в 2009 году составил:

- по отрасли «Здравоохранение» - 2 164 руб., по сравнению с 2008 годом, рост составил 258 руб., или 14 %;

- по отрасли «Культура» - 1 909 руб., по сравнению с 2008 годом, рост составил 709 руб., или 59 %;

- по отрасли «Образование» - 1 310 руб., по сравнению с 2008 годом, рост составил 128 руб., или 11 %.

5. Проведенный анализ локальных нормативных документов, устанавливающих порядок, условия оплаты и стимулирования труда работников муниципальных учреждений, информации о размерах заработной платы по отраслям социально-культурной сферы (на примере конкретных учреждений) показал следующее:

5.1. По отрасли «Образование»:

5.1.1. В результате анализа оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений в разрезе средних общеобразовательных школ (МОУ СОШ) и детских садов (МДОУ) установлено, что после введения НСОТ с 1 марта 2009 года, среднемесячный размер оплаты труда 1-го работника муниципального образовательного учреждения (в целом по МОУ СОШ и МДОУ) составил 9 003 руб., что на 45 % выше, по сравнению с уровнем 2008 года, в том числе:

- по школам - 10 418 руб., или на 40 % выше, по сравнению с 2008 годом;

- по детским садам - 7 539 руб., или на 61 % выше, по сравнению с 2008 годом.

Общий удельный вес компенсационных и стимулирующих выплат в среднемесячном фонде оплаты труда 1-го работника МОУ, как в 2008 году, так и в 2009 году составил 34 %. Из них, доля выплат стимулирующего характера в 2008 году составляла 19 %, компенсационных выплат - 15 %. В 2009 году доля выплат стимулирующего характера составила 15 %, компенсационных выплат - 19 %.

То есть, с ведением НСОТ, доля выплат стимулирующего характера снизилась на 4 %.

5.1.2. Среднемесячный размер оплаты труда административно – управленческого персонала школ увеличился на 39 % и составил 20 679 руб., детских садов - на 68 % и составил 16 292 руб.

При этом, среднемесячная заработная плата руководителя школы, в среднем, выросла на 83 % и составила 34 770 руб., руководителя детского сада – на 59 % и составила 21 319 руб.

5.1.3. Рост среднемесячного размера оплаты труда 1-го педагогического работника в школах составил 33 %, в детских садах - 46 %. В результате, среднемесячная заработная плата 1-го педагогического работника в 2009 году составила: в школах - 10 910 руб., в детских садах - 8 661 руб.

При этом, основная часть педагогического персонала работала более чем на одну ставку или с дополнительными нагрузками.

5.1.4. Наибольший удельный вес стимулирующие выплаты составляют в структуре оплаты труда административно-управленческого персонала, например:

-в 2008 году по школам – 34 %, детским садам - 33 %;

-в 2009 году по школам – 33 %, детским садам – 28 %.

Из них, доля выплат стимулирующего характера в оплате труда руководителя школы в 2008 году составила 32 %, руководителя детского сада - 43 %, в 2009 году, соответственно, 47 % и 35 %.

Удельный вес выплат стимулирующего характера в среднемесячной заработной плате 1-го педагогического работника в 2008 году составил по школам – 17 %, по детским садам – 15 %; в 2009 году: по школам – 13 %, детским садам - 10 %.

5.1.5. В ходе проверки МДОУ Детский сад № 164 установлено, что удельный вес стимулирующих выплат в среднемесячном фонде оплаты труда 1-го работника Детского сада в проверяемом периоде оставался относительно стабильным: в 2008 году - 18 %, в 2009 году - 17 %. При этом, наибольший удельный вес составляют стимулирующие выплаты в среднемесячном фонде оплаты труда административно-хозяйственного персонала, а именно: в 2008 году - 53 %, в 2009 году – 36 %. По другим категориям работников доля выплат стимулирующего характера сложилась в следующих размерах:

- по педагогическому персоналу: в 2008 году - 15 %, в 2009 году - 16 %;

- по учебно-вспомогательному персоналу: в 2008 году - 15 %, в 2009 году - 11 %;

- по обслуживающему персоналу: в 2008 году - 16 %, в 2009 году - 13 %.

Анализ структуры выплат стимулирующего характера в среднемесячном фонде оплаты труда 1-го работника Детского сада № 164 показал, что в 2008 году наибольший удельный вес (57 %) приходился на ежемесячную стимулирующую надбавку, установленную Постановлением Главы администрации г. Твери от 06.05.2008 № 1226 «О повышении с 1 февраля 2008 года оплаты труда работников муниципальных учреждений города Твери». Средства на выплату данной надбавки были заложены в бюджете города Твери на 2008 год, утвержденного решением Тверской городской Думы от 25.12.2007 № 191 (237) (с учетом изменений), то есть стимулирующая надбавка в размере 14 % являлась гарантированной. Удельный вес персональных поощрительных выплат составил 19 %, по итогам работы за месяц (квартал, полугодие, год) – 12 %, единовременные поощрительные выплаты (премии) – 11 % .

В 2009 году наибольший удельный вес в структуре выплат стимулирующего характера составили стимулирующие надбавки по итогам работы за месяц (квартал, полугодие, год) – 76 %. Доля персональных поощрительных выплат составила 10 %, единовременных поощрительных выплат - 14 %.

Таким образом, одним из факторов роста доходов работников Детского сада № 164 в 2009 году являлась результативность их деятельности. Однако, в абсолютном выражении среднемесячная заработная плата 1-го педагогического работника и 1-го работника учебно-вспомогательного персонала не отличается высоким уровнем и сложилась в следующих размерах:

- воспитатель - 8 118 руб.;

- помощник воспитателя – 5 035 руб.

В 2009 году среднемесячная заработная плата административно-управленческого персонала Детского сада составила 21 776 руб., из них:

- заведующего детским садом – 24 340 руб.;

- заместителя заведующего по административно-

хозяйственной части (АХЧ) – 19 213 руб.

5.1.6. В ходе проверки МОУ СОШ № 22 установлено, что в 2009 году доля средств, направленных на стимулирующие выплаты, значительно сократилась по сравнению с уровнем 2008 года:

Таблица 2

п/п

Наименование показателя

2008 год

10 месяцев 2009 года

1

2

3

4

1.

Удельный вес выплат стимулирующего характера от общего фонда оплаты труда Школы (ФОТ), %

15

7

1.1.

в том числе:

Удельный вес выплат стимулирующего характера административно-управленческому персоналу от ФОТ, %

8

6

1.2.

Удельный вес выплат стимулирующего характера педагогическому персоналу от ФОТ, %

6

1

1.3.

Удельный вес выплат стимулирующего характера обслуживающему персоналу от ФОТ, %

1

-

Основной причиной снижения стимулирующих выплат является недостаточность денежных средств. Это связано с тем, что из-за недоукомплектованности классов Школы обучающимися (плановая наполняемость одного класса – 25 чел., средняя фактическая по Школе в 2009 году составила 21 чел.) финансирование расходов Школы на оплату труда осуществлялось в меньшем объеме, по сравнению со школами, где классы полностью укомплектованы.

Справочно: объем субвенций из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях определяется исходя из утвержденных нормативов на 1-го потребителя (учащегося) услуг по ступеням общего развития и фактической численности обучающихся.

Доходов от предпринимательской деятельности Школа не имеет.

Работникам Школы были выплачены стимулирующие надбавки по итогам работы за I-ое и II-ое полугодия 2008 года. Стимулирующие выплаты по итогам работы за I-е и II-е полугодия 2009 года работникам Школы не устанавливались, в связи с отсутствием средств на эти цели (кроме директора Школы, которому Управлением образования была установлена стимулирующая выплата по итогам работы за I-е полугодие 2009 года), но при этом выплачивались разовые премии, например: ко Дню учителя, за работы по благоустройству территории и ремонт школы, за призовые места в связи с участием в конкурсах, соревнованиях и др.

В 2009 году отдельным работникам школы таким, как: директору Школы, заместителям директора по учебно-воспитательной работе, заместителю директора по АХЧ, главному бухгалтеру были установлены персональные поощрительные выплаты, в то время, как педагогическим работникам данные выплаты не устанавливались.

В 2009 году доля выплат стимулирующего характера в общем объеме фонда оплаты труда административно-управленческого персонала составила 40 %, педагогического персонала – 2 %.

После введения НСОТ рост среднемесячной заработной платы работников Школы по сравнению с уровнем 2008 года составил 44 %, из них:

- административно-управленческого персонала - 10 %;

- педагогического персонала - 33 %;

- обслуживающего персонала - 51 %.

Среднемесячный размер оплаты труда за 10 месяцев 2009 года (с 01.03.2009) в разрезе категорий работников составил:

- директор Школы (с учетом педагогической нагрузки) - 29 424 руб.;

- заместитель директора по воспитательной работе (с учетом педагогической нагрузки) – 19 213 руб.;

- заместитель директора по административно-хозяйственной части – 15 887 руб.;

- учитель - 12 021 руб.;

- учитель начальных классов - 13 035 руб.

При этом, основная часть сотрудников Школы работала более чем на 1 ставку или с дополнительными нагрузками.

Таким образом, в целом по отрасли «Образование» доля стимулирующих выплат в структуре среднемесячной заработной платы административно-управленческого персонала в течение 2008 -2009 годов оставалась относительно высокой и стабильной. В то же время, доля выплат стимулирующего характера в среднемесячном ФОТ 1-го педагогического работника в 2009 году снизилась на 4 % (по школам) и 5 % (по детским садам) по сравнению с уровнем 2008 года.

То есть, НСОТ в части стимулирования работников муниципальных учреждений образования применяется не в полной мере в основном из-за недостаточности денежных средств.

5.2. По отрасли «Здравоохранение»

5.2.1.Среднемесячная заработная плата работников муниципальных учреждений отрасли «Здравоохранение» в 2009 году, в среднем, составила 11 932 руб., что на 24 % выше, чем в 2008 году.

Таблица 3

Наименование

2008 год

2009 год (с 01.03.2009)

Отклонение среднемесячного фонда оплаты труда 1-го работника, гр.3 - гр. 2

Среднемесячный фонд оплаты труда 1-го работника, руб.

Среднемесячный фонд оплаты труда 1-го работника, руб.

сумма, (+, -), руб.

в %

1

2

3

4

5

В целом по отрасли "Здравоохранение"

9 591

11 932

2 341

24

В том числе:





МУ "ТССП" *

13 926

16 940

3 014

22

МУЗ "ДГКБ № 1" **

11 087

14 189

3 102

28

МУЗ "ГБ № 5"**

6 291

8 127

1 836

29

*- среднемесячная заработная плата показана с учетом денежных выплат врачам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в размере 5000 рублей в месяц;

фельдшерам (акушеркам), работающим в фельдшерско-акушерских пунктах и учреждениях (подразделениях) скорой медицинской помощи в размере 3500 рублей в месяц; медицинским сестрам (в том числе патронажным), работающим в фельдшерско-акушерских пунктах и станциях, отделениях скорой медицинской помощи в размере 2500 рублей в месяц (постановление Администрации Тверской области от 18.02.2008 № 27-па).

**- без учета субсидий из федерального бюджета Российской Федерации врачам-педиатрам участковым в размере 10 000 рублей в месяц, медицинской сестре участковой в размере 5 000 рублей.

При этом, по категориям работников муниципальных учреждений отрасли «Здравоохранение» средний уровень месячной заработной платы в 2009 году (после введения НСОТ с 01.03.2009года) составил:

- руководители Учреждений (главный врач) – 53 943 руб., что на 17 902 руб., или на 50 % выше, чем в 2008 году;

- руководители структурных подразделений Учреждений – 21 216 руб., что на 2 816 руб., или на 15 % выше, чем в 2008 году;

- заместители руководителей структурных подразделений – 23 973 руб., что на 7 978 руб., или на 50% выше, чем в 2008 году;

- врачебный персонал – 13 836 руб., что на 2 576 руб., или на 23 % выше, чем в 2008 году;

- средний медицинский персонал (медицинская сестра, операционная сестра) – 10 513 руб., что на 1 994 руб., или на 23% выше, чем в 2008 году;

- младший медицинский персонал (санитар (ка), младшая медицинская сестра, сестра-хозяйка) – 6 663 руб., что на 1 755 руб., или на 36% выше, чем в 2008 году;

- водители автомашин скорой помощи и санитарно-медицинского транспорта, ремонтные рабочие по обслуживанию автопарка – 21 300 руб., что на 1 818 руб., или на 9% выше, чем в 2008 году;

- прочий обслуживающий персонал – 10 872 руб., что на 2 842 руб., или на 35% выше, чем в 2008 году.

5.2.2. Анализ структуры среднемесячного ФОТ 1-го работника отрасли «Здравоохранение» показал, что размер выплат компенсационного и стимулирующего характера составил в 2009 году 48 % от ФОТ 1-го работника. Из них, компенсационные выплаты составляют 30 %, или 3 583 руб. от ФОТ в среднем на 1-го работника в месяц; на стимулирующие выплаты приходится 18 %, или 2 164 руб. в среднем на 1-го работника в месяц.

В абсолютном значении размер среднемесячных компенсационных выплат на 1-го работника отрасли «Здравоохранение» в 2009 году составил 3 583 руб.; в 2008 году – 3 590 руб. То есть, по сравнению с 2008 годом, размер среднемесячных компенсационных выплат по отрасли не изменился.

В то же, время, следует отметить, что до введения НСОТ надбавка за квалификационную категорию и «руководство» учитывалась в тарифной ставке путем увеличения разрядности на 1-2 разряда. С введением НСОТ указанные надбавки включены в компенсационные выплаты.

С введением НСОТ работники муниципальных учреждений здравоохранения существенно потеряли в компенсационных выплатах и доплатах за работу в ночное время (с 50% от должностного оклада - в 2008 году до 20% - в 2009 году – по работникам муниципальных учреждений здравоохранения, за исключением работников скорой и экстренной медицинской помощи; со 100 % до 20 % - по работникам скорой и экстренной медицинской помощи); за работу в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда (с 15%, 25, 30% от должностного оклада в 2008 году до 6 %, 8% - в 2009 году); за выслугу лет (с максимального размера 60% от должностного оклада до максимального размера -15%).

5.2.3. На выплаты стимулирующего характера в 2009 году на 1-го работника отрасли «Здравоохранение» приходится в среднем в месяц 2 164 руб., или 18 % от среднемесячного ФОТ 1-го работника.

Рост среднемесячных выплат стимулирующего характера в среднем на 1-го работника отрасли «Здравоохранение» в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, составил 14%, или 258 руб.

Наибольший рост среднемесячных выплат стимулирующего характера отмечен у категорий работников руководящего состава:

- по руководителям муниципальных учреждений отрасли «Здравоохранение» - 12 091 руб. в месяц в 2008 году; 20 767 руб. в месяц в 2009 году, то есть рост на 72 %, по сравнению с 2008 годом;

- по заместителям руководителей структурных подразделений - 4 505 руб. в месяц в 2008 году; 6 121 руб. в месяц в 2009 году, то есть рост 36%, по сравнению с 2008 годом.

В то же время, в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, наблюдается снижение среднемесячных выплат стимулирующего характера у врачебного персонала, среднего медицинского персонала и прочего обслуживающего персонала муниципальных учреждений отрасли «Здравоохранение»:

- по врачебному персоналу отрасли «Здравоохранение» - 1 857 руб. в месяц в 2008 году; 1 789 руб. в месяц в 2009 году, то есть снижение 4%, по сравнению с 2008 годом;

- по среднему медицинскому персоналу отрасли «Здравоохранение» - 1 430 руб. в месяц в 2008 году; 1 383 руб. в месяц в 2009 году, то есть снижение 3%, по сравнению с 2008 годом;

- по прочему обслуживающему персоналу отрасли «Здравоохранение» - 2 236 руб. в месяц в 2008 году; 2 155 руб. в месяц в 2009 году, то есть снижение 4%, по сравнению с 2008 годом;

Стимулирующие выплаты устанавливались работникам учреждений отрасли «Здравоохранение» при наличии финансовых средств и предельными размерами не ограничивались.

До введения НСОТ, в соответствии с Постановлением Главы администрации города Твери от 06.05.2008 № 1226 всем категориям работников муниципальных учреждений отрасли «Здравоохранение» выплачивалась стимулирующая надбавка в размере 14 % к заработной плате с 01.02.2008. Надбавка исчислялась исходя из общей суммы заработной платы работника в месяц, с учетом всех установленных выплат и была заложена в бюджете г. Твери.

С введением НСОТ, указанная надбавка отменена, и выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах фонда оплаты труда.

При этом, в бюджете г. Твери на 2010 год предусмотрены выплаты стимулирующего характера в размере 5 % к заработной плате категорий работников муниципальных учреждений здравоохранения, финансируемых из бюджета (решение ТГД от 18.12.2009 № 288 (328)).

Справочно: учреждения здравоохранения, полностью финансируемые из бюджета города:

-Тверская станция скорой медицинской помощи;

- Автобаза медицинского транспорта.

Учреждения здравоохранения, частично финансируемые из бюджета города, в основном за счет средств фонда обязательного медицинского страхования:

- 5 городских больниц (ГБ №№ 1, 5, 6, 7, Скорой медицинской помощи);

- 3 детские городские больницы (ДГБ №№ 1, 2, 3);

- 5 родильных домов (РД №№ 1, 2, 3, 4, 5);

- городская поликлиника № 8;

- 4 стоматологические поликлиники (СП № 1, 2, 3, Детская СП).

По категориям работников муниципальных учреждений отрасли «Здравоохранение», не финансируемых за счет бюджета, источником денежных средств для выплат стимулирующего характера являются средства, полученные за фактически оказанную медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, с учетом положений генерального тарифного соглашения, средства от предоставления платных медицинских услуг и прочей деятельности, приносящей доход.

Поощрительные выплаты, выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений - главным врачам производились на основании решения постоянно действующей комиссии департамента здравоохранения и социальной политики администрации города Твери. Порядок установления стимулирующих выплат руководителям муниципальных учреждений утвержден приказами департамента здравоохранения и социальной политики администрации города Твери 30.03.2009 № 157; от 05.11.2009 № 35.

По мнению КСП, в условиях отсутствия достаточных денежных средств, для самостоятельного применения руководителями Учреждений на местах НСОТ в части стимулирования труда и поощрения за выполненную работу всех категорий работников учреждений отрасли «Здравоохранение», необходимо доработать Положение об установлении системы оплаты труда в муниципальных учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения и социальной политики администрации города Твери, утвержденное Постановлением Главы администрации города Твери от 17.12.2008 № 3589.

Должен быть разработан и доведен до подведомственных муниципальных учреждений порядок и условия установления стимулирующих выплат для всех категорий работников муниципальных учреждений здравоохранения, с четким регламентированием критериев и размеров выплат, исходя из имеющихся источников финансирования.

Следует отметить, что Положение об установлении системы оплаты труда в муниципальных учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения и социальной политики администрации города Твери, утвержденное Постановлением Главы администрации города Твери от 17.12.2008 № 3589 не учитывает условия установления поощрительных выплат по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год) работникам (рабочим) Учреждений, после оценки деятельности учреждения в целом исполнительным органом муниципальной власти города Твери в сфере здравоохранения, как это требует пункт 8.8. раздела 8 Положения об установлении системы оплаты труда в муниципальных учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения и социальной политики администрации города Твери, утвержденного Постановлением Главы администрации города Твери от 17.12.2008 № 3589,

5.2.4. Среднемесячная заработная плата работников МУЗ «Городская больница № 5» (с учетом совмещения) в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, увеличилась на 1 836 руб., или на 29 % и составила 8 127 руб.

Среднемесячная оплата труда работников больницы в 2009 году (с 01.03.2009 – после введения НСОТ) по категориям персонал составила:

- руководители учреждения – 25 342 руб., что на 8 176 руб., или на 48 % выше, чем в 2008 году, в том числе:

- главный врач – 48 736 руб., что на 18 891 руб., или на 63 % выше, чем в 2008 году;

- руководители структурных подразделений – 13 685 руб., что на 3 468 руб., или на 34 % выше, чем в 2008 году;

- врачебный персонал – 8 963 руб., что на 2 539 руб., или на 40 % выше, чем в 2008 году;

- средний медицинский персонал – 7 804 руб., что на 1 723 руб., или на 28 % выше, чем в 2008 году;

- младший медицинский персонал – 5 123 руб., что на 970 руб., или на 23 % выше, чем в 2008 году;

- прочий и обслуживающий персонал – 7 338 руб., что на 1 080 руб., или на 17 % выше, чем в 2008 году.

По сравнению с 2008 годом, в 2009 году наблюдается рост заработной платы работников больницы, прежде всего, за счет увеличения должностных окладов и доплат низкооплачиваемым категориям работников до уровня минимального размера оплаты труда - 4 330 руб. (в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (ред. 24.07.2009) «О минимальном размере оплаты труда).

Справочно: должностной оклад работника младшего медицинского персонала (санитарка, сестра-хозяйка) увеличился на 90 %, или на 1 520 руб., их оклад составил 3 200 руб.

По категориям работников (врачебный персонал, средний медицинский персонал), по которым не производились выплаты стимулирующего характера (в силу недостаточности денежных средств), среднемесячный размер заработной платы в 2009 году в абсолютном значении остался не значительным. Кроме того, на данный факт существенное влияние оказало следующее:

- изменился порядок начисления компенсационной надбавки за выслугу лет. Так, например, участковый врач - терапевт получал максимальную надбавку за выслугу лет в 2008 году в размере 60 % от должностного оклада (при выслуге лет свыше 7 лет), которая составляла 2 420 рублей в месяц, а при НСОТ- 15 % от должностного оклада (при выслуге лет свыше 5 лет), или 810 рублей.

Таким образом, с введением НСОТ, существенное снижение размера надбавки за выслугу лет не обеспечивает привлечения молодых специалистов к работе в муниципальных медицинских учреждениях (средний возраст работников Учреждения составляет 56 лет).

В 2008 году выплаты стимулирующего характера составили в целом по больнице 2 192 тыс. руб., или 183 тыс. руб. в месяц, из которых:

- 132 тыс. руб. в месяц (72%) - стимулирующая надбавка в размере 14 % к заработной плате всем категориям работников муниципальных учреждений отрасли «Здравоохранение» (введена с 01.02.2008 Постановлением Главы администрации города Твери от 22.05.2008 № 1469);

- 51 тыс. руб. в месяц (28%) - надбавка за оказание платных медицинских услуг.

Размер выплат стимулирующего характера за март-декабрь 2009 года по больнице в целом составил 479 тыс. руб., или 48 тыс. руб. в месяц.

Из них:

6 тыс. руб. в месяц (13%) - за почетное звание (1,5 тыс. руб. – выплаты по руководителю Учреждения);

13 тыс. руб. в месяц (27%) - по итогам работы (10 тыс. руб. - выплаты по руководителю Учреждения);

29 тыс. руб. в месяц (60%) - за оказание платных медицинских услуг (8 тыс. руб.- выплаты по руководителю Учреждения).

Таким образом, в 2009 году общий объем стимулирующих выплат в месяц снизился на 135 тыс. руб., или на 74 % .

Незначительный рост среднемесячной заработной платы работников Учреждения и снижение выплат стимулирующего характера в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, объясняется, прежде всего, спецификой данного медицинского учреждения:

- контингент прикрепленного к больнице населения (инвалиды, ветераны, и участники ВОВ, репрессированные, участники аварии на Чернобыльской АЭС). Более 90 % прикрепленного населения – лица старше 70 лет, которые требуют особого отношения и имеют, как правило, не одно, а несколько заболеваний, что значительно увеличивает время на прием одного больного. Лечение данной категории больных в амбулаторно-поликлинических условиях и в отделениях круглосуточного стационара обходится значительно дороже, чем заложено в тарифах на медицинские услуги по ОМС. По данным, предоставленным руководителем Учреждения, фактические затраты времени на один амбулаторный прием на 30 % выше (норма приема врача терапевта в поликлинике – 20 мин., на дому – 40 мин.), чем учтенные в действующем тарифе на медицинские услуги по ОМС;

- уменьшение объемов муниципального заказа на 2009 год по круглосуточному стационару на 18 % относительно объемов 2007 года, привело к тому, что круглосуточный стационар больницы, имея потенциальные возможности по оказанию бесплатной медицинской помощи прикрепленному составу населения, перевыполнил план по койко-дням муниципального заказа на 127,9 % за период с июля 2009 г. по октябрь месяц включительно. Однако, в соответствии с п. 4.5 раздела 4 совместного приказа Департамента здравоохранения Тверской области и ТТФОМС от 17 февраля 2009 № 61/29, оплата медицинской помощи, оказанной в круглосуточных стационарах государственных учреждений здравоохранения, межрайонных центрах и городских больницах г. Твери производится в пределах 110 % выполнения годового муниципального заказа.

В результате, за перевыполненный объем муниципального заказа по койко-дням за период с июля по октябрь 2009 г. по данным, предоставленным Учреждением, финансирование из ТТФОМС недополучено в размере 707,5 тыс. руб.

- учреждение оказывает реабилитационную помощь детскому населению (79,2 тыс. чел.) Тверской области с нейроортопедической патологией в отделении восстановительного лечения для детей (ОВЛД) и является единственным учреждением данного профиля в Тверской области.

Особенность оказания медицинской восстановительной помощи детям в том, что на один прием врача приходится значительное количество параклинических услуг (физиотерапия, ЛФК, массаж, рефлексотерапия), которые не находят отражения в тарифе в полной мере;

- в связи с выходом Постановления администрации Тверской области от 01.07.2009 № 280-па «Об утверждении положения об упорядочении оказания платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения Тверской области» Учреждение было вынуждено приостановить оказание ряда платных услуг, в силу того, что не соблюдалось ряд требований, вытекающих из вышеуказанного постановления.

21.05.20010 Постановлением Главы администрации города Твери № 1158 утверждено «Положение об упорядочении оказания платных медицинских услуг в муниципальных учреждениях здравоохранения города Твери», которое позволит Учреждению нарастить объем оказываемых платных услуг к концу 2010 года.

Кроме того, в действующих тарифах на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования Тверской области не учтены расходы на увеличение фонда оплаты труда в связи с: повышением квалификационных категорий персонала; оплатой больничных листов за счет Учреждения; оплатой праздничных и ночных и дежурств в двойном размере.

Таким образом, в отсутствие источников финансирования, у МУЗ «Городская больница № 5» не было возможности в полном объеме применить действие НСОТ в части стимулирования к качественному результату труда, к повышению эффективности осуществления профессиональной деятельности и поощрения за выполненную работу в виде стимулирующих выплат.

5.2.4. Среднемесячный размер оплаты труда 1-го работника МУЗ «Детская городская клиническая больница № 1» в 2009 году увеличился на 28%, или 3 102 руб. и составил 14 189 руб.

При этом, среднемесячная заработная плата (с учетом совмещения) в больнице в 2009 году по категориям работников составила:

Руководители Учреждения всего: - 44 216 руб., что на 18 666 руб., или на 73% выше, чем в 2008 году, в том числе:

главный врач - 82 964 руб., что на 37 889 руб., или на 84% выше, чем в 2008 году;

главная медсестра - 37 538 руб., что на 14 803 руб., или на 65 % выше, чем в 2008 году;

заместители главного врача - 37 802 руб., что на 15 037 руб., или на 66 % выше, чем в 2008 году;

Руководители структурных подразделений - 21 677 руб., что на 4 439 руб., или на 26 % выше, чем в 2008 году;

Заместители руководителей структурных

Подразделений (зам. гл. бухгалтера) - 24 647 руб., что на 4 561 руб., или на 23 % выше, чем в 2008 году;

Врачебный персонал - 16 872 руб., что на 3 355 руб., или на 25 % выше, чем в 2008 году;

Средний медицинский персонал

(медицинская сестра, операционная сестра) - 13 479 руб., что на 2 803 руб., или на 26 % выше, чем в 2008 году;

Младший медицинский персонал

(санитарка, сестра-хозяйка) - 7 252 руб., что на 1 145 руб., или на 19 % выше, чем в 2008 году;

Прочий обслуживающий персонал - 10 695 руб., что на 2 922 руб., или на 38 % выше, чем в 2008 году.

Наибольший рост заработной платы в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, наблюдается у категорий работников руководящего состава больницы, в то время, как у работников низкооплачиваемых категорий, рост заработной платы незначительный. По младшему медицинскому персоналу среднемесячный размер заработной платы увеличился в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, на 19 % и составил 7 252 руб. (с учетом совмещения).

В 2009 году удельный вес ежемесячных компенсационных выплат в составе среднемесячного ФОТ 1-го работника больницы не изменился, по сравнению с 2008 годом, и составил 43%.

С введением НСОТ работники больницы, как это было отмечено в целом по отрасли «Здравоохранение», существенно потеряли в компенсационных выплатах и доплатах за работу в ночное время (с 50% от должностного оклада - в 2008 году до 20% - в 2009 году), за работу в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда (с 15%, 25, 30% от должностного оклада в 2008 году до 6 %, 8% - в 2009 году), за выслугу лет (с максимального размера - 60% от должностного оклада в 2008 году, до максимального размера - 15% в 2009 году).

Удельный вес выплат стимулирующего характера в составе среднемесячного ФОТ 1 - го работника больницы составлял в 2009 году 21 %, или 3 030 руб. По сравнению с 2008 годом, рост составил 10 %, или 266 руб. на 1- го работника Учреждения.

Наибольший удельный вес выплат стимулирующего характера в среднемесячном ФОТ 1-го работника приходится на руководящую категорию работников больницы, в то время, как по среднему, младшему медицинскому персоналу отмечено снижение размера выплат стимулирующего характера, по сравнению с 2008 годом.

Средний размер стимулирующих выплат, приходящихся в месяц на 1-го работника, по категориям работников Учреждения составил:

- по руководителям учреждения - 10 052 руб. в месяц на 1 работника в 2008 году; 20 558 руб. в месяц на 1 работника в 2009 году, то есть рост на 105 %, по сравнению с 2008 годом. В том числе:

- по главному врачу - 17 960 руб. в месяц в 2008 году; 47 334 руб. в месяц в 2009 году, то есть рост на 164 %, по сравнению с 2008 годом;

- по главной медсестре – 10 391 руб. в месяц в 2008 году; 18 739 руб. в месяц в 2009 году, то есть рост на 80 %, по сравнению с 2008 годом;

- по заместителям главного врача Учреждения – 8 678 руб. в месяц на 1 работника в 2008 году; 15 566 руб. в месяц на 1 работника в 2009 году, то есть рост на 79 %, по сравнению с 2008 годом;

- по руководителям структурных подразделений Учреждения – 5 068 руб. в месяц на 1 работника в 2008 году; 4 947 руб. в месяц на 1 работника в 2009 году, то есть снижение на 2 %, по сравнению с 2008 годом (снижение произошло за счет отмены с введением НСОТ 14 % стимулирующей надбавки; размер прочих выплат стимулирующего характера в 2008 и 2009 годах не менялся);

- по врачебному персоналу – 3 414 руб. в месяц на 1 работника в 2008 году; 3 587 руб. в месяц на 1 работника в 2009 году, то есть рост на 5 %, по сравнению с 2008 годом;

- по среднему медицинскому персоналу – 2 490 руб. в месяц на 1 работника в 2008 году; 2 466 руб. в месяц на 1 работника в 2009 году, то есть снижение на 1 %, по сравнению с 2008 годом;

- по младшему медицинскому персоналу – 946 руб. в месяц на 1 работника в 2008 году; 871 руб. в месяц на 1 работника в 2009 году, то есть снижение 8 %, по сравнению с 2008 годом;

- по прочему обслуживающему персоналу – 2 045 руб. в месяц на 1 работника в 2008 году; 2 417 руб. в месяц на 1 работника в 2009 году, то есть рост 18 %, по сравнению с 2008 годом.

Стимулирующие выплаты устанавливались при наличии финансовых средств, полученных за фактически оказанную медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и от предоставления платных медицинских услуг и предельными размерами не ограничивались.

5.2.5. Среднемесячная заработная плата 1 – го работника МУ «Тверская станция скорой медицинской помощи» (далее - скорая помощь), по сравнению с 2008 годом, увеличилась на 3 014 руб., или на 22 %, и составила в 2009 году, в среднем по скорой помощи – 16 940 руб. (с учетом совмещения и субсидий из федерального бюджета РФ).

При этом, среднемесячная оплата труда в скорой помощи в 2009 году по категориям работников составила:

-руководители скорой помощи (главный врач, медицинская сестра) – 41 879 руб., что на 3 214 руб., или на 8 % выше, чем в 2008 году, в том числе:

- главный врач – 59 011 руб., что на 10 463 руб., или на 22 % выше, чем в 2008 году;

-руководители структурных подразделений – 31 831 руб., что на 5 576 руб., или на 21 % выше, чем в 2008 году;

-заместители руководителей структурных

подразделений – 26 673 руб., что на 4 658 руб., или на 21 % выше, чем в 2008 году;

-врачебный персонал – 22 237 руб., что на 2 904 руб., или на 15 % выше, чем в 2008 году;

-средний медицинский персонал

(фельдшер, медицинская сестра) – 15 678 руб., что на 3 228 руб., или на 26 % выше, чем в 2008 году;

-младший медицинский персонал

(санитарка) – 7 617 руб., что на 2 038 руб., или на 37 % выше, чем в 2008 году;

-прочий обслуживающий персонал – 19 347руб., что на 5 188 руб., или на 37 % выше, чем в 2008 году.

Самый незначительный рост заработной платы в 2009 году наблюдается у категории работников Учреждения – врачебный персонал.

Размер среднемесячной заработной платы врачебного персонала Учреждения в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, увеличился на 2 904 руб., или на 15 %, и составил в 2009 году, в среднем по Учреждению – 22 237 руб.

Незначительный рост среднемесячной заработной платы врачебного персонала Учреждения в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, объясняется следующим:

1).До введения НСОТ заработная плата медицинских работников станций и отделений скорой медицинской помощи тарифицировалась и оплачивалась выше на 1 разряд соответствующих категорий других муниципальных медицинских учреждений.

(Справочно: оклад (ставка) врача скорой помощи, не имеющего квалификационной категории, по старой системе оплаты труда тарифицировался по 12 разряду ЕТС, тогда как, врача других муниципальных медицинских учреждений по 11 разряду).

При введении НСОТ, врачей скорой помощи приравняли к врачам стационаров.

Должность

До введения НСОТ

После введения НСОТ (с 01.03.2009)

Отклонение окладов 2009 года к 2008 году, %

Разряд по ЕТС

Должностной оклад

(2008 год)

Квалификационный уровень ПКГ

Должностной оклад

(2009 год)

1

2

3

4

5

6

Врач скорой помощи не имеющий квалификационной категории

12

3734

3

5 400

45

Врач стационара, не имеющий квалификационной категории

11

3455

3

5 400

56

2).Около 40 % вызовов скорой медицинской помощи осуществляется в ночное время и на этот период приходятся самые сложные и тяжелые вызовы. До введения НСОТ доплата за работу в ночное время составляла 100 % часовой тарифной ставки (должностного оклада), сейчас 20 % часовой тарифной ставки (должностного оклада).

3).С введением НСОТ надбавка за выслугу лет снизилась в целом по отрасли. Снижение размеров данной надбавки существенно коснулось работников скорой помощи. Так, у работников скорой помощи максимальная надбавка за выслугу лет, действующая до введения НСОТ, составляла 80% от оклада, сейчас 15%, тогда как, у врачей прочих муниципальных медицинских учреждений надбавка снизилась с 60 % от оклада до 15% (см. таблица 4). Таблица 4

Категории работников

До введения НСОТ

После введения НСОТ

Врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, занятому оказанием скорой медицинской помощи

30 % оклада за первые три года;

по 25 % оклада за каждые последующие два года, но не выше 80%.

5 % от должностного оклада – при выслуге лет от 1 года до 3 лет;

10% от должностного оклада – при выслуге лет от 3 года до 5 лет;

15 % от должностного оклада – при выслуге лет свыше 5 лет

Заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, фельдшерам, врачам общей практики и медицинским сестрам врачей общей практики и др.

30 % оклада за первые три года;

по 15 % - за каждые последующие года, но не выше 60 %.

5 % от должностного оклада – при выслуге лет от 1 года до 3 лет;

10% от должностного оклада – при выслуге лет от 3 года до 5 лет;

15 % от должностного оклада – при выслуге лет свыше 5 лет

4). Существенно снизилась надбавка в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда:

- с 15 % до введения НСОТ до 6 % при НСОТ (врач-эпидемиолог и помощник врача-эпидемиолога, медицинский дезинфектор);

- с 25 % до 10 % (специализированные бригады скорой медицинской помощи);

5). Надбавка за квалификационную категорию, до введения НСОТ, входила в должностной оклад и на нее насчитывалась доплата за работу в ночное время, праздничные дни, надбавка за выслугу лет и вредные условия труда. При НСОТ все доплаты и надбавки насчитываются только на оклад. Такой порядок исчисления заработной платы врачей и других категорий работников, также существенно повлиял на размер средней заработной платы работников муниципальных медицинских учреждений.

С введением НСОТ установлена компенсационная выплата медицинскому персоналу скорой медицинской помощи (до 01.03.2009 года такой надбавки не было) в виде надбавки в следующих размерах:

- 40% от должностного оклада - выездному персоналу отделений плановой и экстренной консультативной помощи, врачебному и среднему медицинскому персоналу отделений плановой и экстренной консультативной помощи, в обязанности которого входит организация работы выездного персонала, а также фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам (станций (отделений) скорой медицинской помощи, водителям скорой медицинской помощи ГМУ "Автобаза медицинского транспорта") учреждений здравоохранения;

- 20% от должностного оклада - врачам анестезиологам-реаниматологам отделений анестезиологии-реанимации, отделений (палат) для реанимации и интенсивной терапии стационаров учреждений здравоохранения;

- 10% от должностного оклада - врачам-хирургам стационаров учреждений здравоохранения.

Однако, даже такая надбавка не может компенсировать потери работников Учреждения в заработной плате, из-за существенного снижения надбавок и доплат компенсационного характера, перечисленных выше.

Следует отметить, что решением Тверской городской Думы от 08.07.2010 №192 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 18.12.2009 №288(328) «О бюджете города Твери на 2010 год», увеличены бюджетные ассигнования на фонд оплаты труда для работников МУ «ТССМП» - на 7776 тыс. руб., и ГМУ «Автомедтранс» - на 1872 тыс. руб. в связи со сложной кадровой ситуацией, сложившейся в этих учреждениях. Это позволит повысить с 01.08.2010 года заработную плату работникам данных учреждений, в том числе:

- увеличить доплату за работу в ночное время врачам, среднему и младшему медперсоналу, занятому оказанием скорой медицинской помощи, водителям скорой медицинской помощи до 100% часовой ставки должностного оклада (оклада);

- увеличить базовый оклад врачей-специалистов станций (отделений) скорой медицинской помощи, приравняв их к 4 квалификационному уровню;

- врачам, среднему и младшему медперсоналу, занятому оказанием скорой медицинской помощи, водителям скорой медицинской помощи, отработавшим на выездных бригадах свыше 7 лет, установить надбавку за выслугу лет дополнительно в размере 25% должностного оклада (оклада).

В 2009 году удельный вес ежемесячных компенсационных выплат в составе среднемесячного ФОТ 1-го работника скорой помощи составлял 24%, или 4 099 руб., тогда как, в 2008 году – 36 %, или 5 042 руб.

В 2009 году размер ежемесячных выплат компенсационного характера, по сравнению с 2008 годом, снизился на 19 %, или 943 руб.

Как уже отмечалось ранее, с введением НСОТ работники муниципальных учреждений здравоохранения потеряли в компенсационных выплатах и доплатах за работу в ночное время, за работу в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, за выслугу лет.

Удельный вес выплат стимулирующего характера в составе среднемесячного ФОТ 1-го работника скорой помощи составлял в 2009 году 21 %, или 3 475 руб. По сравнению с 2008 годом, рост составил 18 %, или 552 руб. на 1 работника скорой помощи.

В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, наибольший рост общего размера ежемесячных выплат стимулирующего характера, отмечается у следующих категорий работников скорой помощи:

- 38% у руководителей структурных подразделений (в среднем рост за месяц составил 46 579 руб.);

- 38 % у врачебного персонала (рост на 138 381 руб.).

Таким образом, Учреждение стремилось компенсировать потери в заработной плате у данной категории работников, связанных, как уже отмечалось ранее, со значительным снижением основных компенсационных выплат (ночные, стаж, вредность).

5.2.6. Анализ уровня заработной платы работников муниципальных учреждений отрасли «Здравоохранение» показал, что:

- наибольший рост среднемесячного размера заработной платы по учреждениям отрасли «Здравоохранение» отмечен у руководящей категории работников отрасли за счет увеличения должностного оклада, выплат компенсационного характера (выплаты за квалификационную категорию, почетное звание, за руководство), а также выплат стимулирующего характера;

- рост среднемесячной заработной платы у низкооплачиваемых категорий работников произошел, в основном, за счет увеличения должностных окладов и доплат до минимального размера оплаты труда - 4 330 руб. (Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (ред. 24.07.2009) «О минимальном размере оплаты труда»);

- кроме того, рост среднемесячного ФОТ 1-го работника учреждений отрасли «Здравоохранение» в 2009 году, помимо увеличения должностных окладов, обусловлен тем, что из-за низкого уровня средней заработной платы в целом по муниципальным учреждениям отрасли «Здравоохранение», работники вынуждены работать на дополнительные ставки;

- введение НСОТ наиболее отрицательно отразилось на размере средней заработной платы работников МУ «Тверская станция скорой медицинской помощи. Это, прежде всего, связано с тем, что занижен статус врачей скорой помощи;

- значительно снижены размеры компенсационных выплат (доплата за работу в ночное время, за выслугу лет, надбавка в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда) у работников МУ «Тверская станция скорой медицинской помощи, по сравнению с работниками прочих медицинских учреждений;

- наибольший размер выплат стимулирующего характера в 2009 году приходился на руководящий состав работников муниципальных учреждений здравоохранения. Поощрительные выплаты, выплаты стимулирующего характера производились главным врачам муниципальных учреждений здравоохранения на основании решения постоянно действующей комиссии департамента здравоохранения и социальной политики администрации города Твери. Порядок установления стимулирующих выплат руководителям муниципальных учреждений утвержден приказами департамента здравоохранения и социальной политики администрации города Твери 30.03.2009 № 157; от 05.11.2009 № 35.

5.3. По отрасли «Культура»

5.3.1. Средняя месячная заработная плата работников муниципальных учреждений, подведомственных Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, в 2009 году составила 8 163 руб., что на 2 682 руб. выше, по сравнению с 2008 годом.

Анализ структуры среднемесячного фонда оплаты труда сотрудников муниципальных учреждений отрасли «Культура» показал, что с введением НСОТ удельный вес стимулирующих выплат, в среднем, по учреждениям, увеличился на 709 руб. и составил 23,4 % от фонда заработной платы (1 909 руб.), при этом отмечено сокращение доли компенсационных выплат в ФЗП.

Однако, по таким категориям учреждений, как «Дворцы, дома и центры культуры», «Учреждение по молодежной политике» отмечено снижение удельного веса стимулирующих выплат в фонде заработной платы.

Наибольший удельный вес в фонде заработной платы стимулирующие выплаты занимают у таких категорий как «Административно-управленческий персонал» (Дворцы, дома и центры культуры, учреждения дополнительного образования, МУК «Тверской музейно-выставочный центр»), «Прочий персонал» (МУК «МБС г.Твери», учреждение по молодежной политике).

Следует отметить, что по Положению о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в муниципальных учреждениях, подведомственных Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, утвержденному Постановлением Главы администрации г. Твери от 17.12.2008 № 3590, надбавка за выслугу лет отнесена к компенсационным выплатам, тогда как согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет отнесены к стимулирующим выплатам.

5.3.2.Средний размер заработной платы сотрудников МУК «МБС г.Твери» - центральная городская библиотека им. Герцена составил 9 264 руб., что на 2 268 руб., или на 32,4 % выше, чем в 2008 году.

Среднемесячная оплата труда сотрудников Библиотеки в 2009 году (с 01.03.2009 - после введения НСОТ) по категориям персонала составила:

- административно-управленческого персонала – 21 708 руб., что на 4 954 руб., или на 29,6 % выше, чем в 2008 году;

- основного персонала – 9 191 руб., что на 1 809 руб., или на 24,5 % выше, чем в 2008 году;

- прочего персонала – 12 488 руб., что на 4 398 руб. или на 54,4 % выше, чем в 2008 году;

- обслуживающего персонала – 5 055 руб., что на 2 097 руб., или на 70,9 % выше, чем в 2008 году.

Наибольший рост среднемесячной заработной платы в абсолютной величине отмечен по категории «Основной персонал».

Значительный рост среднемесячной заработной платы в относительных величинах в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, произошел по категориям «Прочий персонал» – в среднем, на 54,4 % (на 4 398 руб.), «Обслуживающий персонал» – в среднем, на 70,9 % (на 2 097 руб.).

Рост заработной платы по категории «Обслуживающий персонал» связан, прежде всего, с изменением минимального размера оплаты труда с 2 300 руб. (в 2008 году) до 4 330 руб. в месяц – с 1 января 2009 г. согласно Федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

По категории «Основной персонал» (библиотекари, библиографы, заведующие секторами и отделами, редактор, художники, программист) рост среднемесячной заработной платы составил 1 809 руб., или 24,5 %, что ниже среднего роста заработной платы по МУК «МБС г.Твери».

На выплаты стимулирующего характера в 2009 году (после введения НСОТ) было направлено 37,3 % от среднемесячного фонда оплаты труда (для сравнения: в 2008 году – 23 %). Стимулирующие выплаты за 10 месяцев 2009 года распределились следующим образом:

- административно-управленческому персоналу – 492 847 руб. (5 чел.), или 13,3 % стимулирующих выплат Библиотеки за 2009 год;

- основному персоналу – 2 385 456 руб. (69 чел.), или 64,4 % стимулирующих выплат Библиотеки за 2009 год;

- прочему персоналу – 670 400 руб. (11 чел.), или 18,1 % стимулирующих выплат Библиотеки за 2009 год;

- обслуживающему персоналу – 153 505 (22 чел.), или 4,1 % стимулирующих выплат Библиотеки за 2009 год.

Доля стимулирующих выплат в фонде заработной платы по категориям персонала разная. Наибольший удельный вес стимулирующие выплаты в 2009 году составляли в заработной плате прочего персонала (49 % от ФОТ прочего персонала), наименьшая доля стимулирующих выплат у категории «Обслуживающий персонал» (14 % от ФОТ обслуживающего персонала).

В то же время, следует отметить существенное снижение размера компенсационных выплат работникам Библиотеки в 2009 году - с 29 % в ФОТ (в 2008 году) до 6 % (в 2009 году). Это объясняется:

- сокращением с 01.03.2009 года размера «стажевых» (с максимального размера - 40 % в 2008 году, до максимального - 15 % - по НСОТ), установленных в процентном отношении к окладу;

- отменой в связи с введением НСОТ надбавки за особые условия работы – до 50% от оклада.

Размер выплат стимулирующего характера, приходящихся на 1-го сотрудника Библиотеки, в среднем, в месяц в 2009 году составил 3 460 руб., что в 2,1 раза выше, чем в 2008 году.

Средний размер стимулирующих выплат, приходящихся в месяц на 1-го сотрудника в 2009 году, по категориям персонала составил:

- по административно-управленческому персоналу – 9 857 руб., что в 2,2 раза выше, чем в 2008 году;

- по основному персоналу – 3 457 руб., что в 2,1 раза выше, чем в 2008 году;

- по прочему персоналу – 6 095 руб., что в 3,6 раза выше, чем в 2008 году;

- по обслуживающему персоналу – 698 руб., что на 3 % ниже, чем в 2008 году.

Анализ структуры фонда оплаты труда показал, что на увеличение среднемесячной заработной платы сотрудников МУК «МБС г. Твери» в 2009 году в большей мере повлияло повышение должностных окладов сотрудников в связи с введением НСОТ.

В то же время, общий размер доплат и надбавок (компенсационных и стимулирующих) к окладу в 2009 году по сравнению с 2008 годом существенно не изменился.

Увеличение стимулирующей части заработной платы таких категорий персонала как «Административно-управленческий персонал», «Основной персонал» МУК «МБС г. Твери» было произведено пропорционально сокращению компенсационных выплат:

Таблица 5

Наименование категории работников

Среднемесячные компенсационные выплаты на 1-го работника, руб.

Среднемесячные стимулирующие выплаты на 1-го работника, руб.

Итого выплат

Отклонение

в руб.

в %

Основной персонал


2008

2 163

1 683

3 846



2009

584

3 457

4 041

195

+5

АУП

2008

6 510

4 526

11 036



2009

1 268

9 857

11 125

89

1

5.3.3. Размер среднемесячной заработной платы работников МОУ ДОД «ДШИ № 3», в 2009 году составил, в среднем по Школе, 10 155 руб., что на 1 937 руб., или на 24 % выше, по сравнению с 2008 годом.

При этом, среднемесячная оплата труда (с учетом совмещения) в Школе в 2009 году по категориям персонала составила:

административно-управленческого персонала – 38 668 руб.;

основного персонала – 8 713 руб. (в том числе: преподавателей – 9 122 руб.; концертмейстеров – 6 022 руб.);

прочего персонала – 9 514 руб.;

обслуживающего персонала – 4 714 руб.

Наибольший рост среднемесячной заработной платы наблюдается по категории «Административно-управленческий персонал», рост составил 12 327 руб., или 47 %.

По категории «Основной персонал» рост среднемесячной заработной платы незначительный, в абсолютном значении, месячная зарплата в среднем увеличилась на 1 647 руб., или 23 %.

По преподавателям рост среднемесячной оплаты труда составил 2 136 руб., или 31 %.

Выборочная проверка оплаты труда преподавателей показала, что при среднемесячной зарплате выше среднего уровня по данной категории (в 2009 году - 12,0 – 15,0 тыс. руб.), преподаватели работают на 2 ставки и более.

Рост среднего уровня заработной платы по данной категории объясняется, прежде всего, ростом должностных окладов, что связано с введением НСОТ.

Введение НСОТ лучшим образом сказалось на преподавателях 1-ой категории и не имеющих категории, поскольку, по сравнению с ранее действовавшей системой оплаты труда, оклады преподавателей при НСОТ, не зависимо от категории, с 01.03.2009 года стали составлять 5 400 руб., в тоже время – рост заработной платы, относительно других категорий работников Школы, небольшой, что связано со снижением часов педагогической нагрузки в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

По концертмейстерам отмечено снижение среднемесячной заработной платы, по сравнению с 2008 годом, на 1 780 руб., или на 23 %, что связано, согласно устным пояснениям зам.директора по учебной части, со снижением часов недельной педагогической нагрузки концертмейстеров по личной инициативе работников.

По категории «Прочий персонал», среднемесячная оплата труда в 2009 году выросла в среднем на 2 611 руб., или на 38 %; по категории «Обслуживающий персонал» - рост составил 373 руб., или 9 %.

На выплаты стимулирующего характера за 10 месяцев 2009 года было направлено 1 876 943 руб., или 24,6 % ФОТ Школы, в том числе:

- административно-управленческому персоналу – 903 944 руб. (с учетом стимулирующих выплат по совмещаемой должности*) (5 чел.), или 48,2 % стимулирующих выплат Школы за 2009 год;

*Справочно: Трое из пяти сотрудников административно-управленческого персонала совмещают, наряду с основной (административной) деятельностью работу преподавателей.

- основному персоналу – 671 950 руб. (53 чел.), или 35,8 % стимулирующих выплат Школы за 2009 год;

- прочему персоналу – 227 790 руб. (5,5 чел.), или 12,1 % стимулирующих выплат Школы за 2009 год;

- обслуживающему персоналу – 73 259 руб. (11,5 чел.), или 3,9 % стимулирующих выплат Школы за 2009 год.

На стимулирование оплаты труда работников Школы в 2009 были предусмотрены средства в размере 14 % от фонда заработной платы за январь-февраль 2009 года.

Выплаты премий осуществлялись при наличии экономии по фонду оплаты труда Школы.

Учитывая среднюю списочную численность сотрудников Школы, в 2008 году на 1 сотрудника, в среднем, в месяц приходилось стимулирующих выплат - 2 300 руб., в 2009 году (после введения НСОТ) - 2 503 руб., то есть рост стимулирующей части зарплаты по Школе составил 9 %.

В то же время, доля стимулирующих выплат в фонде заработной платы по категориям персонала разная. Наибольший удельный вес стимулирующие выплаты в 2009 году составляли в заработной плате административно-управленческого персонала (46,8 % от ФОТ административно-управленческого персонала) и прочего персонала (43,5 % от ФОТ прочего персонала). Наименьшая доля стимулирующих выплат у категории «Обслуживающий персонал» (13,5%).

Удельный вес стимулирующих выплат в фонде заработной платы основного персонала в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, снизился и составил 14,5 %.

Средний размер стимулирующих выплат, приходящихся в месяц на 1 сотрудника, по категориям персонала в 2009 году составил:

- по административно-управленческому персоналу – 18 079 руб. в 2009 году, что на 6 415 руб. больше, чем в 2008 году, или на 55 %;

- по основному персоналу – 1 268 руб., что на 57 руб. больше, чем в 2008 году, или на 5 % (в том числе: по преподавателям - 1 315 руб., что на 125 руб. больше, чем в 2008 году, или на 10,5%; по концертмейстерам - 956 руб., что на 456 руб. меньше, чем в 2008 году, или на 32,2%);

- по прочему персоналу – 4 142 руб. в месяц на 1 сотрудника прочего персонала в 2009 году, что на 802 руб. больше, чем в 2008 году, или на 24 %;

- по обслуживающему персоналу – 637 руб. в месяц в 2009 году, что на 1 081 руб. меньше, чем в 2008 году, т.е. снижение стимулирующих выплат - на 63 %.

Таким образом, с введением НСОТ стимулирование каждой категории персонала Школы происходило неравномерно. По категории работников «Основной персонал» и «Прочий персонал» Школы отмечено снижение стимулирующей части заработной платы в 2009 году, по сравнению с 2008 годом.

6. ОБОБЩАЮЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ

Анализ муниципальных правовых актов в части стимулирования по оплате труда и оценка эффективности их применения в муниципальных учреждениях г.Твери показал наличие как положительных, так и отрицательных результатов проводимых мероприятий. На основании информации, полученной в ходе проверки, можно сделать следующие обобщающие выводы:

6.1. Анализ структуры среднемесячного фонда оплаты труда 1-го работника муниципального учреждения социально-культурной сферы показал, что:

-с введением НСОТ, рост заработной платы, произошел, прежде всего, за счет увеличения базовых должностных окладов, кроме этого, по низкооплачиваемым категориям работников – и за счет доплат до уровня минимального размера оплаты труда (4 330 руб.) (размер МРОТ установлен Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (ред. 24.07.2009) «О минимальном размере оплаты труда»);

- в 2009 году сократилась доля стимулирующих выплат, приходящихся, в среднем, на 1-го работника по отраслям «Образование», «Здравоохранение», за исключением отрасли «Культура»;

- наибольший удельный вес выплат стимулирующего характера приходился на административно-управленческий персонал учреждений, в то время как, доля стимулирующих выплат в фонде заработной платы основного персонала незначительна;

- в ряде муниципальных учреждений вместе с увеличением стимулирующих выплат, значительно сократились выплаты компенсационного характера. То есть, с введением НСОТ, произошло перераспределение доплат – компенсационные выплаты уменьшились, стимулирующие, в свою очередь, увеличились.

6.2. Фонд заработной платы для выплат стимулирующего характера формировался из общего фонда заработной платы на соответствующий год.

Результаты проверки показали, что НСОТ в части стимулирования работников муниципальных учреждений социально-культурной сферы применяется не в полной мере по причине недостаточности денежных средств.

В результате, по мнению контрольно-счетной палаты, цели введения НСОТ, в части стимулирования оплаты труда работников муниципальных учреждений социально-культурной сферы, не достигнуты, а именно:

- не удалось создать значимые стимулы, которые непосредственно влияли бы на заработную плату конкретного работника (за исключением руководителей муниципальных учреждений);

- фактические доходы работников данной сферы (за исключением работников категории АУП) увеличились незначительно;

- размер заработной платы у таких категорий, как младший медицинский персонал, обслуживающий персонал социально-культурной сферы остается низким;

- отток профессиональных квалифицированных кадров из муниципальных учреждений социально-культурной сферы не приостановлен.

Справочно: в бюджете г. Твери на 2010 год предусмотрены выплаты стимулирующего характера в размере 5% (решение ТГД от 18.12.2009 №288(328)), в то время, как согласно разъяснениям о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818), рекомендовано, начиная с 1 января 2010 года, объем выплат на указанные цели планировать в размере не менее 30% средств на оплату труда для работников федеральных бюджетных учреждений.

7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обобщив информацию, полученную в ходе проверки, контрольно-счетная палата ТГД считает необходимым предложить:

1.Администрации г. Твери:

1.1.рекомендовать при формировании бюджета г. Твери на очередной финансовый год предусматривать средства на выплаты стимулирующего характера с учетом разъяснений о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях. Справочно: Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818, рекомендовано, начиная с 1 января 2010 года, объем выплат на указанные цели планировать в размере не менее 30% средств на оплату труда для работников федеральных бюджетных учреждений;

1.2.в целях закрепления квалифицированных профессиональных кадров в муниципальных учреждениях отрасли «Образование» и «Культура» рекомендовать предусмотреть в перечне выплат стимулирующего характера выплату за стаж непрерывной работы, за выслугу лет.

2. Структурным подразделениям администрации г. Твери:

Управлению образования, Управлению по культуре, спорту и делам молодежи, Департаменту здравоохранения и социальной политики администрации г.Твери предложить:

2.1.продолжить работу по проведению мониторинга новой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений социально-культурной сферы и ее совершенствованию с учетом полученных результатов проверки;

2.2. продолжить работу по внедрению системы балльной оценки каждой категории работников и в целом по учреждению на основании критериев оценки эффективности деятельности различных категорий работников муниципальных учреждений социально-культурной сферы;

2.3.разработать порядок и условия установления поощрительных выплат по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год) работникам (рабочим) учреждений социально-культурной сферы, с учетом оценки деятельности учреждения в целом за соответствующий период исполнительным органом муниципальной власти города Твери, которым подведомственны данные муниципальные учреждения, как это требуют отраслевые Положения об установлении системы оплаты труда в муниципальных учреждениях, утвержденные Постановлением Главы администрации города Твери от 17.12.2008 № 3589; 17.12.2008 № 3590; 17.12.2008 № 3588.

2.4. разработать и утвердить порядок планирования фонда оплаты труда для подведомственных учреждений.

Начальник отдела аудита и бюджетно - финансовых проверок - аудитор КСП


Л.С. Волкова