Title

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

 

 о проведении проверки  соблюдения порядка оказания платных услуг в муниципальных учреждениях культуры г. Твери в 2010 году

 

Настоящий отчет подготовлен во исполнение статьи 15 Положения о контрольно-счетной палате Тверской городской Думы.

Проверка осуществлялась в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты на 2011 год, утвержденным решением Тверской городской Думы от 27.01.2011 № 5.

Объектами контроля являлись:

·                 Муниципальное учреждение Досуговый центр «Кинотеатр «Мир»

·                 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 2».

Общий объем охваченных проверкой средств - 5 757,0 тыс. руб., в том числе:

·                 Муниципальное учреждение Досуговый центр «Кинотеатр «Мир» - 3 040,0 тыс. руб.;

·                 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 2» - 2 717,0 тыс. руб.

 

Финансовая оценка выявленных нарушений по результатам проверки составила 2 166,4 тыс. руб. и представлена в приложении 1 (сводная таблица выявленных нарушений и недостатков)  к данному отчету.

 

 

В ходе проверки установлено:

 

1. В проверяемый период оказание платных услуг муниципальными учреждениями города Твери, подведомственными Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, регулировалось следующими нормативно-правовыми актами, в частности:

для учреждений культуры:

- Основами законодательства РФ о культуре, утвержденными Верховным Советом РФ от 09.10.1992 № 3612-1;

- Положением о предоставлении платных услуг муниципальными учреждениями г. Твери в сфере культуры, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, утвержденным решением ТГД от 19.12.2000 № 39 (192);

  для учреждений дополнительного образования детей:

-    Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- Положением о предоставлении платных услуг муниципальными учреждениями г. Твери в сфере культуры, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, утвержденным решением ТГД от 19.12.2000 № 39 (192);

- Положением о предоставлении платных (дополнительных) услуг в муниципальных образовательных учреждениях г. Твери, утвержденным решением ТГД от 14.07.1999 № 114.

2.    В муниципальных правовых актах, действующих в проверяемый период и регламентирующих порядок утверждения цен и тарифов, нет единообразия в части установления полномочий по утверждению цен и тарифов в муниципальных учреждениях.

Так, Положением о предоставлении платных услуг муниципальными учреждениями г. Твери в сфере культуры, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики от 19.12.2000 № 39 (192) установлено, что  цены и тарифы на платные услуги устанавливаются администрацией города Твери при утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на очередной финансовый год.

В то же время, типовым уставом городского муниципального учреждения, утвержденным в Приложении № 1 к решению ТГД от 02.07.1997 № 101 «О Положении о муниципальном учреждении» предусмотрено, что «учреждение реализует свою продукцию, работы, услуги по ценам и тарифам, утверждаемым учредителем» (п. 4.5).

Кроме того, Положение от 19.12.2000 № 39 (192) противоречит действующему законодательству в сфере культуры в части полномочий по утверждению цен на платные услуги, оказываемые организациями культуры.

В соответствии со ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре и ст. 34 Постановления Правительства РФ от 26.06.1995 № 609 «Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства»: цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

 

3.   В соответствии с п. 9 ст. 43 Устава города Твери (в ред. реш. ТГД от 03.12.2008 № 3) правом устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, наделена Администрация города Твери.Постановлением Главы администрации города Твери от 21.12.2005 № 5092 «О наделении органов администрации города Твери полномочиями по установлению тарифов на услуги, оказываемые муниципальными учреждениями» с 01.01.2006 года передала полномочия по установлению тарифов на услуги муниципальных учреждений органам администрации города Твери, являющимся их учредителем.

При этом руководителям органов администрации города Твери, являющимся учредителями муниципальных учреждений, необходимо было привести Положения об указанных органах в соответствие с настоящим Положением. До настоящего времени, Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери не привело в соответствие с постановлением главы администрации г. Твери от 21.12.2005 № 5092, Положение об Управлении по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, утвержденное постановлением главы города Твери от 13.10.2003 № 2397 в части установления полномочий на утверждение тарифов на услуги, оказываемые  подведомственными муниципальными учреждениями.

 

4. В 2010 году муниципальными учреждениями, подведомственными Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, оказано платных услуг на общую сумму 28 460,0 тыс. руб., что составило 11 % от общей величины оказанных услуг (таблица 1).

          Информация об объемах муниципальных услуг, предоставленных в 2010 году муниципальными учреждениями, подведомственными Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, приведена в   таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Учреждение

Ед. изм.

Общий объем оказанных услуг

В том числе платных услуг

Уд.вес платных услуг, %

ВСЕГО:

тыс. руб.

259 058

28 460

11,0

Учреждения дополнительного образования, всего

чел.

6 387

1 634

25,6

тыс. руб.

114 875

15 095

13,1

Детские школы искусств

чел.

3 590

1 356

37,8

тыс. руб.

70 594

13 425

19,0

1.

МУ ДОД «Детская школа искусств № 1»

натур. изм.

чел.

927

179

19,3

стоим.изм.

тыс. руб.

25 832

3 171

12,3

2.

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2»

натур. изм.

чел.

652

183

28,1

стоим.изм.

тыс. руб.

16 293

2 717

16,7

3.

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 3»

натур. изм.

чел.

615

61

9,9

стоим.изм.

тыс. руб.

16 301

1 639

10,1

4.

МОУ ДОД «Детская художественная школа»

натур. изм.

чел.

1 396

933

66,8

стоим.изм.

тыс. руб.

12 168

5 898

48,5

Спортивные школы

чел.

2 797

278

9,9

тыс. руб.

44 281

1 670

3,8

5.

МОУ ЦДОД и Д «Затверецкий»

натур. изм.

чел.

510

278

54,5

стоим.изм.

тыс. руб.

11 508

1 318

11,5

6.

МОУ ДСОД ДЮСШ «Тверь»

натур. изм.

чел.

340

0

0

стоим.изм.

тыс. руб.

15 498

352

2,3

7.

МОУ ДОД «ДЮСШ»

натур. изм.

чел.

1 947

0

0

стоим.изм.

тыс. руб.

17 275

0

0

Дворцы, дома и центры культуры, всего:

тыс. чел.

375

80

21,3

тыс. руб.

58 357

6 867

11,8

1.

МДК «Химоволокно»

натур. изм.

тыс. чел.

237

66

27,8

стоим.изм.

тыс. руб.

17 222

2 203

12,8

2.

МДК «Литвинки»

натур. изм.

тыс.чел.

14

2

14,3

стоим.изм.

тыс. руб.

8 953

395

4,4

3.

МДК «Синтетик»

натур. изм.

тыс.чел.

24

1

4,2

стоим.изм.

тыс. руб.

10 541

1 000

9,5

4.

МДК «Сахарово»

натур. изм.

тыс.чел.

9

1

11,1

стоим.изм.

тыс. руб.

4 993

159

3,2

5.

МДК «Элеватор»

натур. изм.

тыс.чел.

11

2

18,2

стоим.изм.

тыс. руб.

3 589

70

1,9

6.

МУ ДЦ кинотеатр «Мир»

натур. изм.

тыс.чел.

80

8

10,0

стоим.изм.

тыс. руб.

13 059

3 040

23,3

Учреждения по молодежной политике

 

 

 

 

14.

МУ «Подростково-молодежный центр»

натур. изм.

чел.

1 261

161

12,8

стоим.изм.

тыс. руб.

8 321

785

9,4

МУК «Муниципальная библиотечная система»

 

 

 

 

15.

МУК МБС

натур. изм.

посетители

59 908

15 800

26,4

стоим.изм.

тыс.руб.

52 394

396

0,8

МУ ФКиС «Объединенная дирекция стадионов»

 

 

 

 

16.

МУ ФКиС «Объединенная дирекция стадионов»

натур. изм.

тыс. чел.

399

81

20,3

стоим.изм.

тыс. руб.

13 080

4 529

34,6

Иные учреждения

 

 

 

 

17.

 

МУК «Городской музейно-выставочный центр»

натур. изм.

тыс.чел.

28,5

20,2

70,9

стоим.изм.

тыс.руб.

7 275

642

8,8

18.

МУК «Тверской городской архив»

натур. изм.

ед.хранения

4 060

0

0

стоим.изм.

тыс.руб.

4 756

146

3,1

 

          Из данных, приведенных в таблице 1, видно, что  наибольший объем платных услуг в 2010, в натуральных величинах, оказали  дворцы и дома культуры города – 80,0 тыс. чел., а также МУ ФКиС «Объединенная дирекция стадионов» – 81,0 тыс. чел. В стоимостном выражении наибольшие доходы от оказания платных услуг в 2010 году были получены учреждениями дополнительного образования, а именно детскими школами искусств – 13 425,0 тыс. руб..

 

5.              В нарушение п. 2.2 Положения о предоставлении платных услуг муниципальными учреждениями г. Твери в сфере культуры, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, утвержденного решением ТГД от 19.12.2000 № 39 (192), форма договора на оказание платных услуг, применяемая проверенными Учреждениями, не утверждена учредителем – Управлением по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери.

 

6.              В ходе проверки установлено, что в проверяемый период муниципальными учреждениями, являвшимися объектами настоящей проверки, льготы отдельным категориям лиц по оплате за оказываемые  платные услуги утверждались локальными документами самих учреждений,что в рамках действующих нормативно-правовых актов выходило за рамки их полномочий.

  Статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ от 09.10.1992 № 3612-1, определено, что при организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, устанавливается органами местного самоуправления.

  Положение о предоставлении платных услуг муниципальными учреждениями г. Твери в сфере культуры, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, утвержденное решением ТГД от 19.12.2000 № 39 (192) (в редакции, действовавшей в проверяемый период) также не предусматривало порядок установления льгот.

  Нормативно-правовой акт, предусматривающий Порядок установления льгот по оплате за платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями, подведомственными Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, в проверяемый период, также отсутствовал.        

 

7.  В проверяемый период нормы федерального законодательства не предусматривали в качестве источников финансирования учреждений дополнительного образования возможность взимания родительской платы за образовательные услуги, оказываемые в рамках основной образовательной деятельности и финансируемые за счет бюджетных средств, что подтверждено письмом Министерства образования и науки Российской Федерации в письме от 26.03.2007 № 06-636 «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей».

Возможным дополнительным источником финансирования учреждений дополнительного образования детей, согласно действующему законодательству, могут быть добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц.

 

8.              В проверяемый период в городе Твери отсутствовал нормативно-правой акт, обосновывающий размер, порядок внесения и использования платы за обучение в детских школах искусств, художественных школах.

  В 2009 году, в отсутствие нормативно-правого акта города Твери, обосновывающего размер, порядок взимания и использования платы за обучение в детских школах искусств, как учредителем МОУ ДОД ДШИ № 2 – Управлением по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, так и МОУ ДОД «ДШИ № 2» принимались документы, устанавливающие размер платы за обучение в Школе на 2009-2010 учебный год. Так, цены и тарифы на платные услуги МОУ ДОД «ДШИ № 2»  (родительская плата за обучение в МОУ ДОД «ДШИ № 2») на 2009-2010 учебный год с 01.09.2009 года утверждены приказом Учредителя от 18.09.2009 № 381, приказом по Школе от 30.08.2010 № 96-А.

Взимание родительской платы МОУ ДОД ДШИ № 2 за образовательные услуги, оказываемые в рамках основной образовательной деятельности и финансируемые за счет бюджетных средств, в проверяемый период проводилось при отсутствии в федеральных законодательных и муниципальных правовых актах нормы, регламентирующей ее взимание. Сумма финансового нарушения – 2 158,0 тыс. руб.  

          Постановлением Главы администрации г. Твери от 10.03.2011 № 333 «Об установлении размера ежемесячной платы за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских школах искусств, художественной школе» установлено, что с 01.01.2011 года плата за обучение в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - детских школах искусств - в размере не более 325 рублей, в художественной школе - 580 рублей. Определены направления расходования платы за обучение, также установлены льготные категории лиц по плате за обучение.

 

9.  Администрация Тверской области в 2009 году постановлением от 24.06.2009  № 262-па «Об оказании платных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам государственными учреждениями культуры Тверской области» утвердила:

          - «Положение об оказании платных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам государственными учреждениями культуры Тверской области»;

          - «Примерный перечень платных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам государственными учреждениями культуры Тверской области»

          и рекомендовала органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области принять нормативные правовые акты о платных услугах, предоставляемых физическим и юридическим лицам муниципальными учреждениями культуры муниципальных образований Тверской области, с учетом вышеназванного Положения.

          В проверяемый период в городе Твери такой нормативно-правовой акт не был принят.

 

10.          Муниципальные задания на 2010 год по муниципальным учреждениям, подведомственным Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, утверждены Постановлением администрации г. Твери от 13.07.2010 № 1571 с нарушением сроков, установленных п. 2.6 Постановления Главы администрации г. Твери от 14.01.2010 № 68 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации г. Твери, бюджетными учреждениями г. Твери»: «…в месячный срок после утверждения решения ТГД о бюджете города Твери в соответствии с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренными в бюджете города Твери на очередной финансовый год, и доводятся до подведомственных бюджетных учреждений одновременно с информацией об объемах бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), предусмотренных в бюджетной росписи распорядителя бюджетных средств на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий». Бюджет города Твери на 2010 год утвержден решением ТГД от 18.12.2009 № 288 (328).

 

11.          При проверке МУ ДЦ кинотеатр «Мир» установлено:

 

- уставом учреждения не установлен конкретный перечень услуг, предоставляемых за плату;

 

- часть договоров, на основании которых предоставлялись услуги и производилась оплата за эти услуги, отсутствуют (в ходе проверки не представлены). Таким образом, в нарушение п. 2.3. Положения от 19.12.2000              № 39 (192) Учреждение не обеспечило сохранность и наличие договоров, заключенных с потребителями платных услуг;  

 

- имели место случаи, когда стоимость услуг, указанная в договорах на оказание услуг не соответствовала стоимости услуги, утвержденной приказом учредителя. Выявлено 42 договора (2-ой год обучения в студии при образцовом ансамбле «Каблучок») стоимостью услуги 700,0 руб. (в месяц) вместо установленной приказом учредителя - 600,0 руб. (в месяц). Оплата за услуги производилась по повышенной стоимости, из расчета 650,0 руб. (в месяц). Сумма финансовых нарушений составила 8,4 тыс. руб.;

- установлено расхождение между количеством билетов по журналу учета мероприятий  и  по отчету кассира за май 2010 года, что свидетельствует об отсутствии в проверяемый период должного контроля со стороны руководителя учреждения и учредителя за предоставлением платных услуг.

 

Предложения КСП:

 

 

1.              Администрации города Твери:

 

- привести в соответствие с действующим законодательством взимание платы за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования города Твери;

- в срочном порядке разработать нормативно-правовой акт, регулирующий предоставление платных услуг учреждениями, подведомственными Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, с учетом изменений и дополнений законодательной базы по данному вопросу, а также рекомендуемой формой положения об оказании платных услуг, утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 24.06.2009 № 262-па;

- разработать нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок предоставления льгот при оказании платных услуг муниципальными учреждениями, подведомственными Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери;

- обеспечить контроль за соблюдением муниципальными учреждениями взимания установленной платы за оказываемые ими платные услуги и предоставлением льгот в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами;

- не допускать несвоевременного утверждения муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями.

 

2.              Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери:

 

- устранить замечания, изложенные в настоящем отчете;

 

- не допускать принятия распорядительных документов вотсутствие нормативно-правых актов города Твери, а также без прямого делегирования данных полномочий со стороны администрации города Твери;

- внести дополнения в Положение об управлении по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, утвержденное постановлением Главы города Твери от 13.10.2003 № 2397, в части установления Управлению полномочий на утверждение тарифов на услуги, оказываемые  подведомственными муниципальными учреждениями;

-исключить практику несвоевременной разработки и доведения до подведомственных ему учреждений муниципальных заданий на соответствующий год;

 

- с целью унификации оформления муниципальных услуг разработать, утвердить и довести до подведомственных муниципальных учреждений примерную форму договора на оказание платных услуг;

 

- обеспечить контроль за соблюдением муниципальными учреждениями взимания установленной платы за оказываемые ими платные услуги и предоставлением льгот в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами;

 

- совместно с руководителем МУ ДЦ кинотеатр «Мир» рассмотреть вопрос обоснования взимания платы по ряду договоров по повышенной стоимости, т. е. из расчета 650,0 руб. (2-ой год обучения в студии при образцовом ансамбле «Каблучок») и  разработать порядок проведения перерасчета;

 

 

3.       МУ ДЦ кинотеатр «Мир»:

- устранить замечания, изложенные в настоящем отчете;

- поручить произвести перерасчет платы за предоставленные платные услуги в образцовом ансамбле «Каблучок» (2-ой год обучения) за период обучения 2010-2011 творческий год;

- провести работу по восстановлению недостающих договоров, заключенных Учреждением на оказание платных услуг в 2010 году, с учетом требований Налогового кодекса РФ, предусматривающего хранение оправдательных документов в течение четырех лет, и Положения о предоставлении платных услуг муниципальными учреждениями г. Твери в сфере культуры, физической культуры, спорта, туризма, молодежной политики;

- за несоблюдение порядка оказания платных услуг, регламентированного Положением о предоставлении платных услуг муниципальными учреждениями г. Твери в сфере культуры, физической культуры, спорта, туризма, молодежной политики, привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

- организовать и обеспечить надлежащий учет договоров, заключаемых Учреждением на оказание платных услуг с использованием книги (журнала) регистрации договоров;

- руководителю Учреждения обеспечить надлежащий контроль за выполнением порядка предоставления платных услуг и Положения от 19.12.2000 № 39 (192);

 

- не допускать принятия локальных актов при отсутствии правоустанавливающих муниципальных актов, а также не допускать принятие локальных документов, не входящих в компетенцию учреждения и не делегированных ему учредителем.

 

4.     МОУ ДОД «ДШИ № 2»:

 

- устранить замечания, изложенные в настоящем отчете;

 

- не допускать принятия локальных актов при отсутствии правоустанавливающих муниципальных актов, а также не допускать принятия локальных документов, не входящих в компетенцию учреждения и не делегированных ему учредителем.

 

5.      Направить отчет Главе города Твери и в Тверскую городскую Думу.

 

6.     Направить представления КСП администрации города Твери, Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери, МУ ДЦ кинотеатр «Мир», МОУ ДОД ДШИ № 2.

Приложение 1