Информационный отчет
Информационный отчет
о результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ состояния и использования муниципального жилищного фонда города Твери в 2021 году и текущем периоде 2022 года (выборочно)»
Контрольно-счетная палата города Твери (далее – КСП) на основании пункта 2.2.1 плана деятельности КСП на 2022 год, распоряжения председателя КСП от 20.01.2022 № 4 провела экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ состояния и использования муниципального жилищного фонда города Твери в 2021 году и текущем периоде 2022 года (выборочно)».
Объектами экспертно-аналитического мероприятия являлись:
- департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери (далее – Департамент ЖКХ);
- департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери (далее – Департамент управления имуществом, ДУИиЗР);
- муниципальное казенное учреждение города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом» (далее – МКУ «УМЖФ»).
В ходе экспертно-аналитического мероприятия рассмотрены следующие вопросы:
- анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок учета и использования муниципального жилищного фонда города Твери;
- анализ и обобщение сведений о муниципальном жилищном фонде города Твери, его учете и состоянии. Анализ средств бюджета города Твери, направленных на содержание и ремонт муниципального жилищного фонда;
- анализ эффективности использования муниципального жилищного фонда города Твери;
- анализ доходов от использования муниципального жилищного фонда города Твери.
Выявлены отдельные нарушения гражданского, бюджетного, жилищного кодексов, законодательства в сфере бухгалтерского учета, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.
Финансовая оценка выявленных нарушений и недостатков составила
72 012,8 тыс. руб.
Сводная таблица выявленных нарушений прилагается к настоящему информационному отчету.
Наиболее значимые из них следующие:
1. В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, п. 3.1.5 Положения о ДУИиЗР последним не обеспечена государственная регистрация прав на
5 695 муниципальных жилых помещений, находящихся в реестре муниципальной собственности города Твери по состоянию на 01.01.2022.
2. В нарушение ст.ст. 210, 215 Гражданского кодекса РФ, п. 8.2 Положения об имуществе казны города Твери от 25.02.2010 № 45 Департамент ЖКХ и
МКУ «УМЖФ» в 2021 году осуществляли расходы, связанные с содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда, числящегося в муниципальной казне и не переданного им в оперативное управление, что повлекло за собой необоснованные расходы в сумме 39 204,3 тыс. руб.
3. В нарушение ст. 34, пп. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ Администрация города Твери в лице МКУ «УМЖФ» неэффективно использовала бюджетные средства города Твери в сумме 448,2 тыс. руб. на текущий ремонт квартиры № 4 в доме 54 по ул. Бебеля, который требует проведения капитального ремонта в целом.
4. В нарушение ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ,
п. 7.2.6 муниципальных контрактов от 28.06.2021 № 27/21, 26.10.2021 № 36/21 МКУ «УМЖФ» не проведена экспертиза результатов исполнения указанных муниципальных контрактов (в части ремонта осмотренных помещений), что привело к принятию работ низкого качества и необоснованной оплате невыполненных работ на сумму 47,5 тыс. руб.
5. В нарушение требований ст. 11 Федерального закона
от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 79 Концептуальных основ бухгалтерского учета,
п.п. 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, обоснованность сумм дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2021 (32 808,5 тыс. руб.), на 01.01.2022 (29 842,4 тыс. руб.) не подтверждена данными инвентаризации.
6. В нарушение п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ в 2021 году на граждан, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение (плату за наем), пени не начислялись и не взимались.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Тверскую городскую Думу, Главе города Твери, в департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери, в департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери и в муниципальное казенное учреждение города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом».
Предложения КСП, изложенные в отчете, рассмотрены. Информация о принятых мерах и план мероприятий по устранению выявленных нарушений объектами экспертно-аналитического мероприятия представлены в КСП.
Руководитель экспертно-аналитического
мероприятия Г.А. Янсон
Приложение
Сводная таблица выявленных нарушений при проведении экспертно-аналитического мероприятия
№ п/п |
Нарушение |
Обоснование |
Финансовая оценка нарушения, тыс. руб. |
1. |
Нарушения: - Жилищного кодекса Российской Федерации; - Гражданского кодекса Российской Федерации - Бюджетного кодекса Российской Федерации; - Положения об имуществе казны города Твери, утвержденного решением ТГД от 25.02.2010 № 45; - Постановления Главы администрации города Твери от 23.01.2007 № 198 «Об утверждении новой редакции Положения о департаменте управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери». | ||
1.1. |
В 2021 году Департамент ЖКХ и МКУ «УМЖФ осуществляли расходы, связанные с содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда, числящегося в муниципальной казне на балансе Департамента управления имуществом и не переданного им в оперативное управление, что повлекло за собой необоснованные расходы в сумме 39 204,3 тыс. руб. |
- ст. 210, 215 ГК РФ; - п. 8.2 Положения об имуществе казны города Твери от 25.02.2010 № 45. |
39 204,3 |
1.2. |
Администрация города Твери в лице МКУ «УМЖФ» неэффективно использовала бюджетные средства города Твери на сумму 448,2 тыс. руб. на проведение ремонтных работ в квартире 4 дома 54, т.к. ремонт указанной квартиры не улучшил состояние дома, требующего проведения капитального ремонта в целом, что может повлечь к дальнейшему ухудшению состояния уже отремонтированного помещения. Кроме того, наниматели остальных двух муниципальных квартир могут заявить свои права на аналогичный ремонт. |
- ст. 34, пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ.
|
448,2* |
1.3. |
Администрация города Твери в лице МКУ «УМЖФ» неэффективно использовала бюджетные средства города в сумме 1 548,2 тыс. руб. на ремонт семи муниципальных жилых помещений в рамках муниципальных контрактов от 28.06.2021 № 27/21, от 26.10.2021 № 36/21.
|
- ст. 34, пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ.
|
1 548,2* |
1.4. |
Департамент управления имуществом не обеспечил государственную регистрацию прав на 5 695 помещений муниципального жилищного фонда на или 65,5 % от всех жилых помещений, находящихся в реестре муниципальной собственности города Твери. |
- ст. 131 ГК РФ; - п. 3.1.5. Положения о департаменте управления имуществом. |
- |
1.5. |
В 2021 году МКУ «УМЖФ» не начислял и не взимал с граждан пени за несвоевременное и (или) не полностью внесших плату за муниципальные жилые помещения (плату за наем). |
- п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. |
- |
2. |
Нарушения: - Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; - Приказа МКУ «УМЖФ» от 02.08.2021 № 16 «О распределении обязанностей между сотрудниками МКУ «УМЖФ» при подготовке и заключении муниципальных контрактов и договоров и установлении порядка согласования и подписания актов о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ (КС-3), платежных поручений, актов приема-передачи, товарно-транспортных накладных, кассовых документов»; - МК № 27/21, МК № 36/21; - типового договора социального найма. | ||
2.1. |
Учреждение не проводило экспертизу результатов исполнения МК № 27/21, МК № 36/21 (в части ремонта осмотренных помещений), что привело к принятию работ низкого качества и необоснованной оплате невыполненных работ на сумму 47,5 тыс. руб. |
- ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ;
|
47,5* |
|
Муниципальный контракт от 28.06.2021 № 27/21 | ||
2.2. |
Порядок проведения и оформления результатов экспертизы, проводимой МКУ «УМЖФ» своими силами, не определен. |
- ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ; - п. 7.2.8 МК № 27/21. |
- |
2.3. |
Пять актов выполненных работ от 26.08.2021 (по форме КС-2) и справка № 1 о стоимости выполненных работ и затрат от 26.08.2021 (по форме КС-3) подписаны заказчиком (директором Учреждения) и приняты бухгалтерией МКУ «УМЖФ для оплаты выполненных работ в отсутствие обязательного согласования указанных документов лицами, ответственными за организацию проведения экспертизы выполненных работ и достоверность сведений в документах (ведущий экономист или начальник отдела содержания и капитального ремонта муниципального жилищного фонда Учреждения), а также без согласования заместителем директора Учреждения. Требования Приказа МКУ «УМЖФ» от 02.08.2021 № 16 не соблюдены, следовательно, проведение экспертизы выполненных работ нельзя признать правомерной. |
- ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, - п. 7.2.6 МК № 27/21; - п.п. 1.2, 2.2, 2.3, 2.8 Приказа МКУ «УМЖФ» от 02.08.2021 № 16.
|
- |
2.4. |
Оплата товара произведена МКУ «УМЖФ» в срок 11.10.2021 на сумму
|
- п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона
- п. 2.4 МК № 27/21. |
- |
2.5. |
Отсутствуют фотоматериалы к отдельным актам освидетельствования скрытых работ. |
- п. 4.4.23 МК № 27/21. |
- |
2.6. |
К отдельным актам освидетельствования скрытых работ фотоматериалы предоставлены не полностью (или не в соответствии требованиям контракта). |
- п. 4.4.23 МК № 27/21. |
- |
2.7. |
По выполненным работам в четырех помещениях по адресу: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 3, комнаты (53, 134, 297, 316): - площадь установленного окна во всех четырех помещениях не соответствует площади окна, предусмотренного техническим заданием к контракту. Стоимость принятых и оплаченных работ Учреждением по актам о приемке выполненных работ необоснованно завышена на сумму 20,0 тыс. руб. (с учетом компенсации НДС при УСН); - имеются дефекты покраски стен в ванной комнате и ванны: грубая фактура окрашенной поверхности стен и ванны, разводы и пятна на стенах. |
- п. 1.2 МК № 27/21. |
20,0* |
2.8. |
По выполненным работам в помещении по адресу: г. Тверь, Петербургское ш., д. 14, к. 2, кв. 56 установлено: - потолки помещения окрашены водоэмульсионной краской, обнаружено растрескивание штукатурного слоя на потолке; - смывка побелки и снятие потолочной плитки с потолка, работы по разборке покрытий полов из линолеума и релина не подтверждены актами освидетельствования скрытых работ и фотоматериалами к ним; - площадь установленной двери не соответствует площади двери, предусмотренной техническим заданием и локальной сметой № 8 к контракту. Стоимость работ необоснованно завышена на
- не выполнены работы по разделу «Стены» на 17,1 тыс. руб. - по разделу «Электрика» произведена замена: · шести розеток, что на три розетки меньше, чем предусмотрено локальной сметой от 26.08.2021 № 8 к контракту; · семи выключателей, что на один выключатель меньше, чем предусмотрено локальной сметой от 26.08.2021 № 8 к контракту. Стоимость принятых и оплаченных работ по акту о приемке выполненных работ от 26.08.2021 № 8 необоснованно завышена на сумму 0,7 тыс. руб. (с учетом компенсации НДС при УСН). - в ванной комнате помещения имеются дефекты покраски стен: грубая фактура окрашенной поверхности стен, разводы и пятна на стенах. |
- п.п. 1.2, 4.4.22, 4.4.23, 7.1.1 МК № 27/21. |
18,6* |
|
Муниципальный контракт от 26.10.2021 № 36/21 | ||
2.9. |
Порядок проведения и оформления результатов экспертизы, проводимой МКУ «УМЖФ» своими силами, не определен. |
- ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ; - п. 7.2.8 МК № 36/21. |
- |
2.10. |
Два акта выполненных работ от 22.12.2021 (по форме КС-2) и справка № 1 о стоимости выполненных работ и затрат от 22.12.2021 (по форме КС-3) подписаны заказчиком (директором Учреждения) и приняты бухгалтерией МКУ «УМЖФ для оплаты выполненных работ в отсутствие обязательного согласования указанных документов лицами, ответственными за организацию проведения экспертизы выполненных работ и достоверность сведений в документах (ведущий экономист или начальник отдела содержания и капитального ремонта муниципального жилищного фонда Учреждения), а также без согласования заместителем директора Учреждения. Требования Приказа МКУ «УМЖФ» от 02.08.2021 № 16 не соблюдены, следовательно, проведение экспертизы выполненных работ нельзя признать правомерной. |
- ч. 3 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ; - п. 7.2.6. МК № 36/21; - п.п. 1.2, 2.2, 2.3, 2.8 Приказа МКУ «УМЖФ» от 02.08.2021 № 16. |
- |
2.11. |
Отсутствуют фотоматериалы к актам освидетельствования скрытых работ от 12.11.2021 № 1.1, от 03.12.2021 № 2.1 (работы по покрытию поверхности потолка грунтовкой, выполненные по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 43, кв. 109). |
- п. 4.4.23 МК № 36/21. |
- |
2.12. |
Работы, выполненные в муниципальном помещении (квартира № 4 дома 54 по ул. Бебеля): - по обшивке стен и перегородок санузла и кухни влагостойким гипсокартоном по легкому металлическому каркасу и облицовке стен по системе «КНАУФ» по одинарному металлическому каркасу из потолочного профиля гипсокартонными листами одним слоем не подтверждены актами освидетельствования скрытых работ. При этом представлены фотографии после завершения указанных работ в одном экземпляре без даты производства работ. Фотоматериалы до начала работ в трех экземплярах не представлены. - по окраске поливинилацетатными водоэмульсионными составами улучшенной по сборным конструкциям стен, подготовленным под окраску, согласно акту о приемке выполненных работ от 22.12.2021 № 12 выполнены в количестве 48,0 кв. м на сумму 10,1 тыс. руб., что на 25,6 кв. м меньше фактически выполненных работ (22,4 кв. м на сумму 4,7 тыс. руб.). Работы необоснованно завышены на сумму 5,4 тыс. руб. (с учетом компенсации НДС при УСН); - дверь площадью 1,7 кв. м (высота 2,1 м., ширина 0,8 м.) в количестве 1 шт. на сумму 3,5 тыс. руб. не установлена. |
- п.п. 1.2, 4.4.22, 4.4.23, 7.1.1 МК № 36/21. |
8,9* |
2.13. |
К отдельным актам освидетельствования скрытых работ фотоматериалы предоставлены не полностью (или не в соответствии требованиям контракта), а именно: не предоставлены фотоматериалы в количестве трех штук до начала работ, предоставлены фотоматериалы после окончания работ в одном экземпляре, а не в трех, как предусмотрено вышеуказанным пунктом контракта, на представленных фотоматериалах отсутствует дата. |
- п. 4.4.23 МК № 36/21. |
- |
2.14. |
По выполненным работам в помещении по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 43, кв. 109 установлено: - полы покрыты линолеумом. На поверхности покрытия обнаружены повреждения: трещины, образовались бугры, которые приводят к быстрому износу и порче линолеума; - подрядчик (ООО «Строй Альянс») не обеспечил уборку территории указанного помещения и вывоз мусора (в кладовке помещения находится строительный мусор). |
- п.п. 1.2, 4.4.15, 4.4.16 МК № 36/21. |
- |
3. |
Нарушение: - Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; - Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»; - Приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» | ||
3.1. |
Обоснованность сумм дебиторской задолженности по плате за наем муниципальных жилых помещений по состоянию на 01.01.2021 (32 808,5 тыс. руб.), на 01.01.2022 (29 842,4 тыс. руб.) не подтверждена данными инвентаризации.
|
- ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011
- п. 79 Концептуальных основ бухгалтерского учета; - п.п. 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. |
32 808,5 |
4. |
Иные нарушения: - Постановления Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения»; - Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»; - Решение Тверской городской Думы от 23.04.2009 № 55 (95) «О порядке предоставления жилых помещений маневренного фонда города Твери»; - Решение Тверской городской Думы от 08.07.2010 № 232 «Об утверждении Положения о коммерческом найме жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования «Город Тверь»; - Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр. | ||
4.1. |
В 4 договорах социального найма жилых помещений (36,4 % от рассмотренных 11 договоров) в п. 1 ч. 1 «Предмет договора» отсутствует информация о перечне предоставляемых коммунальных услуг, что может привести к рискам взыскания с Администрации города Твери задолженности по оплате коммунальных услуг за счет средств бюджета города Твери. |
- требования постановления Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения». |
|
4.2. |
В 17 договорах найма жилого помещения в общежитии отсутствуют ссылки на свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального имущества, передаваемого по указанным договорам. |
- требования постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 42.
|
|
4.3. |
В 9 договорах найма жилого помещения маневренного фонда (от 05.03.2021 № 01 М/2021, от 15.03.2021 № 02 М/2021, от 14.04.2021 № 03-М/2021, от 16.04.2021 № 04-М/2021, от 28.06.2021 № 05-М/2021, от 02.08.2021 № 06-М/2021, от 15.09.2021 № 07-М/2021, от 18.11.2021 № 08-М/2021, от 24.11.2021 № 09-М/2021) отсутствует информация об основании нахождения муниципальных помещений, передаваемых по договорам найма, в муниципальной собственности. |
- требования постановления Правительства РФ от 26.01.2006 № 42; - п. 2.9 Положения о порядке предоставления жилых помещений маневренного фонда города Твери, утвержденного решением ТГД
|
- |
4.4. |
Фактическая передача жилого помещения по восьми договорам коммерческого найма жилого помещения (50,0 % от проверенных договоров) не подтверждена актами приема-передачи имущества, которые являются неотъемлемым приложением к договору коммерческого найма. |
- п. 1.5. Положения о коммерческом найме от 08.07.2010 № 232. |
- |
4.5. |
8 актов приема-передачи имущества к договорам коммерческого найма не соответствуют утвержденной форме (отсутствует информация о годе постройки, этажности дома, этажности размещения квартиры, планировки и благоустройстве квартиры, материале стен, физическом износе, инвентаризационной стоимости одного кв. м общей площади жилого помещения на момент заключения договора коммерческого найма). |
- Положения о коммерческом найме от 08.07.2010 № 232. |
- |
4.6. |
МКУ «УМЖФ» не согласовывал с нанимателем дату и время предстоящего осмотра муниципального жилого помещения.
|
- пп. «и» п. 6, пп. «з» п. 10 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр. |
- |
Итого |
72 012,8 |
*- указанные суммы не включены в итоговую финансовую оценку нарушений с целью исключения двойного подсчета