ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по результатам контрольного мероприятия

«Проверка законности и обоснованности формирования

финансового результата деятельности

МУП «Горпроект» за 2017 год»

Контрольно-счетная палата города Твери (далее - КСП) в соответствии со ст. 12 Положения о КСП, утвержденного решением Тверской городской Думы от 06.12.2006 № 281, п. 2.1.6 плана работы КСП на 2018 год, распоряжения председателя КСП от 28.04.2018 № 16 провела контрольное мероприятие «Проверка законности и обоснованности формирования финансового результата деятельности МУП «Горпроект» за 2017 год».

Цель контрольного мероприятия:

Оценка законности и обоснованности формирования финансового результата МУП «Горпроект» за 2017 год.

Объект контрольного мероприятия:

Муниципальное унитарное предприятие «Городской проект» г. Твери (далее - МУП «Горпроект», Предприятие).

В результате проведенного контрольного мероприятия выявлено:

1. МУП «Горпроект» создано на основании постановления Главы администрации города Твери от 19.03.1997 № 552 и является правопреемником унитарного муниципального предприятия «Проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро».

2. Собственником Предприятия является муниципальное образование город Тверь, полномочия собственника осуществляют администрация города Твери, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент управления имуществом) и департамент архитектуры и градостроительства администрации города Твери (далее - Департамент архитектуры).

3. Все доведенные планом финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) до МУП «Горпроект» значения показателей финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год, в том числе по доходам, расходам и полученной прибыли не выполнены.

Показатель доходов от реализации работ (услуг) выполнен на 80,7 % (17 826,9 тыс. руб.), показатель расходов - на 88,3 % (17 175,1 тыс. руб.). В целом, по итогам осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год МУП «Горпроект» получена чистая прибыль в размере 220,5 тыс. руб. или 11,4 % от планового значения (1 940,8 тыс. руб.).

Вместе с тем достигнутые значения основных финансовых коэффициентов деятельности МУП «Горпроект» за 2017 год, используемых для оценки хозяйственного и финансового состояния, свидетельствуют о стабильном состоянии Предприятия по состоянию на 31.12.2017.

Несоответствие между невыполнением МУП «Горпроект» показателей, установленных планом ФХД, и одновременном удовлетворительном значении основных финансовых коэффициентов его деятельности свидетельствует о формальном подходе Предприятия и администрации города Твери к формированию плана ФХД для данного унитарного предприятия.

4. Проверкой соблюдения законодательства при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Горпроект» за 2017 год установлено:

► в нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ), п.п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, п.п. 1.3, 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности Предприятия по состоянию на 31.12.2017 в части расчетов с ЗАО «Калининское», ООО «ИНЖИНИРИНГ» и др. на общую сумму 386,9 тыс. руб. документально не подтверждена;

► в нарушение требований п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в Отчете о финансовых результатах МУП «Горпроект» за 2017 год недостоверно указаны сравнительные данные за 2016 год, как период, предшествующий отчетному;

► в нарушение требований п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», п.п. 4, 32 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в бухгалтерской отчетности МУП «Горпроект» отсутствует информация о стоимости арендованных нежилых помещений по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 9 и д. 11, полученных в аренду от администрации города Твери; учет данных помещений не организован на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Для МУП «Горпроект» при указанных нарушениях формирования бухгалтерской отчетности существует риск привлечения его к ответственности, предусмотренной ст. 120 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в размере 10,0 тыс. руб. до 30,0 тыс. руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов.

Кроме того, за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) установлена ответственность для должностных лиц организации в виде штрафа от 5,0 тыс. руб. до 10,0 тыс. руб. в течение 2-х лет со дня совершения административного правонарушения.

5. Выручка МУП «Горпроект» в целом за 2017 год составила 17 826,9 тыс. руб. и сформирована в основном от осуществления работ, связанных с топографо-геодезической деятельностью.

При проверке полноты и правильности отражения в учете выручки установлено:

► в нарушение требований пп. «а» п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» вследствие технической ошибки МУП «Горпроект» занизило выручку от выполнения работ в августе 2017 года на стоимость проектно-изыскательских работ, выполненных для ООО «ДСК-Проект 3» на сумму 18,6 тыс. руб.;

► в нарушение требований ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ МУП «Горпроект» принимало к учету акты выполненных работ, в которых не указаны должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего акт от имени Заказчика.

6. Расходы МУП «Горпроект», связанные с его деятельностью, в целом за 2017 год составили 17 175,1 тыс. руб., наибольший удельный вес приходится на расходы по оплате труда работников - 13 576,0 тыс. руб. или 79,0 %.

В МУП «Горпроект» оплата труда работников, среднесписочная численность которых составила 23 человека, регулировалась Положением об оплате труда и премировании работников, утвержденным приказом директора от 11.03.2015 № 2 и штатным расписанием.

Выборочной проверкой правильности расчетов оплаты труда установлено:

► в нарушение требования ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) о выплате заработной платы не реже, чем каждые полмесяца, пунктом 5.4 Положения по оплате труда в МУП «Горпроект» определено, что по письменному заявлению работника выплата заработной платы может производиться 1 раз - каждое 10 число месяца, следующего за отработанным месяцем;

За несоблюдение указанной нормы трудового законодательства к МУП «Горпроект» при проверке Федеральной службой по труду и занятости может быть применена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ для юридических лиц в виде наложения штрафа от 30,0 тыс. руб. до 50,0 тыс. руб., на должностных лиц в размере от 1,0 тыс. руб. до 5,0 тыс. руб. в течение 1 года с момента обнаружения административного правонарушения.

► в нарушение требований ст. 57 ТК РФ, п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в МУП «Горпроект» необоснованно учтены в составе производственных затрат выплаты работникам (с учетом страховых взносов) в общей сумме 97,9 тыс. руб. в т.ч. за:

- дополнительные объемы работ в рабочие дни, когда фактически работник отсутствовал на работе (находился в отпуске);

- выполнение работником функций кадровой службы, не подтвержденное соответствующим приказом директора;

- выполнение работником функций заведующего хозяйственными вопросами при отсутствии в штатном расписании соответствующей должности;

- выплаты работникам, находящимся на сдельной системе оплаты труда, вследствие технической ошибки.

Кроме того, отсутствие должностей в штатном расписании может быть расценено Федеральной службой по труду и занятости как нарушение, за совершение которого ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде наложения штрафа от 30,0 тыс. руб. до 50,0 тыс. руб. в течение 1 года с момента обнаружения правонарушения.

7. При проверке организации учета материально-производственных запасов установлено:

► в нарушение требований п.п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ принятие к учету МПЗ производилось при недостаточном уровне документального оформления: в первичных учетных документах, подтверждающих поступление товарно-материальных ценностей, на общую сумму 21,3 тыс. руб. отсутствует дата их принятия материально-ответственным лицом Предприятия;

► в нарушение требований ч. 1 ст. 20, ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 213 ТК РФ на всех путевых листах МУП «Горпроект», предъявленных в ходе проверки, отсутствует отметка медицинского работника о прохождении водителем Предприятия предрейсового или послерейсового осмотра.

Нарушение установленного порядка проведения обязательных предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров, за допуск к работе водителей, не прошедших медосмотр, может быть расценено при проверке Федеральной службой по труду и занятости как нарушение, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в течение 1 года с момента обнаружения правонарушения в виде штрафа:

- на должностных лиц в размере от 15,0 тыс. руб. до 25,0 тыс. руб.;

- на юридических лиц в размере от 110,0 тыс. руб. до 130,0 тыс. руб.

Также за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств должностным лицам органов внутренних дел, в т.ч. ГИБДД представлено право привлекать к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ в течение 2-х месяцев с момента совершения административного правонарушения в виде штрафа:

- на должностных лиц в размере 5,0 тыс. руб.;

- на юридических лиц - 30,0 тыс. руб.

8. В нарушение требований п.п. 37, 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», п.п. 3.13, 3.26 учетной политики МУП «Горпроект» осуществленные Предприятием в 2017 году разовые платежи по приобретению отдельных неисключительных прав на различные виды программных обеспечений в общей сумме 16,1 тыс. руб., учитывались сразу в полном объеме в составе производственных затрат, без предварительного их отражения в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным их списанием на производственные затраты в течение срока действия договора; нематериальные активы (программное обеспечение, информационно-правовые базы), полученные МУП «Горпроект» в пользование, не учитывались на забалансовом счете.

Несоблюдение установленного порядка отражения в бухгалтерском учете и, соответственно, в бухгалтерской отчетности расходов по приобретению нематериальных активов в пользование может повлечь применение к МУП «Горпроект» ответственности в виде штрафа в размере от 10,0 тыс. руб. до 30,0 тыс. руб. на основании требований п.п. 1, 2 ст. 120 НК РФ.

9. МУП «Горпроект» не обратилось в установленные сроки в территориальный орган ФСС с заявлением и не воспользовалось правом, предоставленным действующим законодательством по охране труда, на возмещение расходов по специальной оценке условий труда, проведенной в 2017 году с целью выявления и устранения на рабочих местах сотрудников Предприятии потенциально вредных и опасных факторов вреда жизни и здоровью, в общей сумме 24,6 тыс. руб.

10. МУП «Горпроект» по результатам деятельности за 2017 год получило чистую прибыль в размере 220,5 тыс. руб. Отчисления от полученной прибыли собственнику в бюджет города Твери произведены в полном объеме в сумме 110,3 тыс. руб.

Полученная прибыль, в целом, сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства, за исключением нарушений, установленных КСП в ходе настоящего контрольного мероприятия, оказавших влияние на ее необоснованное занижение.

Проверкой формирования структуры капитала Предприятия установлено, что в нарушение требований п. 3.5 Устава и п.п. 1, 2 Положения о фондах МУП «Горпроект» по результатам деятельности за 2017 год:

- не сформирован фонд производственного развития в размере 22,1 тыс. руб. или 10,0 % от чистой прибыли;

- средства резервного фонда, сформированного на начало 2017 года в размере 25,0 тыс. руб., не использованы на покрытие убытков, полученных по результатам прошлых лет, в т.ч. за 2016 год.

11. Проверкой достоверности величины нераспределенной прибыли МУП «Горпроект», сформированной нарастающим итогом на начало 2017 года в размере 2 680,3 тыс. руб., установлено ее необоснованное занижение на сумму 819,4 тыс. руб.

В нарушение требований п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации», Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению № 94н расходы по оплате труда работников МУП «Горпроект» и страховых взносов, связанные с выполнением нереализованных работ (не принятых заказчиком), включены в себестоимость реализованных работ за 2015 год в сумме 364,5 тыс. руб., за 2016 год - 454,9 тыс. руб., что привело к необоснованному занижению нераспределенной прибыли Предприятия за 2015 - 2016 г.г. на 819,4 тыс. руб. и, соответственно, отчислений от прибыли собственнику в бюджет города Твери за 2015 год на 182,2 тыс. руб. (за 2016 год получен убыток).

12. В нарушение требований ст.ст. 20, 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Порядка согласования решений о совершении крупных сделок муниципальными унитарными предприятиями города Твери, утвержденного постановлением администрации города Твери от 17.10.2011 № 1831, и п. 5.6.3 Устава МУП «Горпроект» Предприятие в проверяемом периоде совершило крупную сделку по приобретению ГСМ на общую сумму 56,6 тыс. руб., без предварительного ее согласования с Департаментом архитектуры, осуществляющим полномочия собственника Предприятия.

В свою очередь, со стороны администрации города Твери в лице Департамента архитектуры не обеспечен надлежащий контроль за согласованием крупных сделок, осуществленных МУП «Горпроект» в 2017 году.

С учетом результатов предыдущих проверок КСП муниципальных унитарных предприятий города Твери несогласование данными предприятиями крупных сделок со структурными подразделениями администрации города Твери носит системный характер.

13. При проверке соблюдения МУП «Горпроект» требований законодательства о закупках установлено:

► в нарушение п. «б(1)» ч. 3 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043, План закупок товаров, услуг, работ МУП «Горпроект» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов утвержден директором 09.01.2017, т.е. позже на 41 день установленного срока;

► в нарушение п. «б(1)» ч. 3 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554, План - график закупок товаров, услуг, работ МУП «Горпроект» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов утвержден директором 09.01.2017, т.е. позже на 41 день установленного срока;

За нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5,0 тыс. руб. до 30,0 тыс. руб., на основании ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Однако годичный срок для привлечения к административной ответственности, исчисляемый в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ со дня, следующего за днем совершения правонарушения, истек для Предприятия 09.01.2018, соответственно.

Вышеуказанные нарушения законодательства, действующие в сфере закупок, носят системный характер и требуют осуществления должного контроля за деятельностью МУП «Горпроект» со стороны его собственника.

► в нарушение ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не соблюден срок размещения годового отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на 47 календарных дней (отчет размещен 18.05.2018).

Данное нарушение имеет признаки административной ответственности в виде штрафа на должностных лиц организации в размере 15,0 тыс. руб., на юридических лиц - 50,0 тыс. руб. по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Срок привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение законодательства о закупках, составляющий 1 год со дня его совершения (ст. 4.5 КоАП РФ), истекает 01.04.2019.

14. С целью повышения экономической эффективности деятельности МУП «Горпроект» и улучшения его финансового результата КСП обращает внимание на необходимость оптимизации расходов Предприятия путем сокращения его нерезультативных затрат, в т.ч. связанных с оплатой труда персонала, и рассмотреть вопрос о сокращении в МУП «Горпроект» должности первого заместителя директора, должностные обязанности которого, в основном, дублируют обязанности директора, что позволит сократить производственные расходы Предприятия практически на 1,0 млн. руб. в год без снижения эффективности производственной деятельности и качества выполняемых Предприятием работ.

Также в целях обеспечения рентабельности дальнейшей деятельности, МУП «Горпроект» необходимо совместно с администрацией города Твери проанализировать возможность участия Предприятия в других коммерческих проектах, имеющих спрос и приносящих прибыль, а также заниматься поисками новых направлений деятельности.

15. Всего по результатам контрольного мероприятия финансовая оценка выявленных нарушений составила 2 202,6 тыс. руб. или 31,8 % от объема проверенных средств. По замечаниям, установленным КСП в ходе проверки, выявлено необоснованное занижение финансового результата деятельности (нераспределенной прибыли) МУП «Горпроект» на конец 2017 года в общей сумме 936,0 тыс. руб. и, соответственно, отчислений собственнику на 240,5 тыс. руб., которые подлежат перечислению в бюджет города Твери.

Результаты контрольного мероприятия направлены:

- в Тверскую городскую Думу;

- Главе города Твери;

- в департамент архитектуры и градостроительства администрации города Твери;

- в МУП «Городской проект»;

- в прокуратуру Центрального района города Твери;

- в УФАС Тверской области.

В целях устранения выявленных нарушений КСП направлены представления в адрес:

- администрации города Твери;

- департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери;

- МУП «Городской проект».

Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты города Твери (протокол от 25.09.2018 № 10), рассмотрен на заседании Тверской городской Думы, решение от 15.11.2018 № 287.